Использование приёма раскадровки при работе над изложением Выполнила:Сапелкина Татьяна ВладимировнаНаучный руководитель:Кошкаров Владимир Лаврентьевич
Научный аппарат: Цель: установить возможности развития перифрастических способностей с помощью приёма раскадровки. Объект: процесс развития речи.Предмет: формирование умения передавать авторский текст своими словами при помощи приёма раскадровки.
Гипотеза Если в подготовительной работе над изложением центр тяжести перенести с анализа текстовых структур (абзацы, фразы, слова) на анализ смысла (ситуации, событий, участников и отношений между ними) при помощи приёма раскадровки, то механическое запоминание текста сменится пониманием, что должно выразиться в умении описывать ситуацию своими словами (перифразировать).
Задачи: Определить уровень перифрастических способностей при написании изложения по традиционной методике;Разработать комплекс занятий по развитию речи с использованием приёма раскадровки.Провести экспериментальную работу по использованию приёма раскадровки при подготовке к изложению и проверить эффективность данного приёма в развитии перифрастических способностей.
Методы исследования Анализ научной и методической литературы, Эксперимент, Изучение и анализ результатов деятельности учащихся, Количественная обработка данных эксперимента.
В работе мы опирались на научные труды: Ю.Д. АпресянаН.И. ЖинкинаМ.Р. ЛьвоваВ.Л. Кошкарова и др.
Содержание работы ВведениеГлава 1. Теоретико-методологические основы развития речи Глава 2. Организация работы по использованию приёма раскадровки при написании изложения ЗаключениеБиблиографияПриложение
Глава 1Теоретико-методологические основы развития речи 1.1. Понятие речи. Механизм порождения речи 1.2. Развитие речи в начальной школе1.3. Изложение как вид письменных творческих работ1.3.1. Виды изложений1.3.2. Методика работы над изложением1.4. Способность к перифразированию как показатель степени владения языком1.5. Использование приёма раскадровки текста в работе над изложением
Глава 2 Организация работы по использованию приёма раскадровки при написании изложения 2.1. Выявление эффективности традиционной методики работы над изложением в формировании перифрастических способностей2.2. Содержание работы по подготовке учащихся к написанию изложений с использованием раскадровки2.3. Проверка эффективности приёма раскадровки при работе над изложением
Критерии оценки Перифразы – (ПФ)Авторские предложения, переданные дословно – (АП)Искажения – (И)Пропуски – (ПР)
Результаты выявления перифрастических способностей при работе над изложением по традиционной методикеИзложение «Воробей»
Формирующий этап: Составление рассказов по серии сюжетных картинокРабота над устными пересказами повествовательных текстов с использованием раскадровокСоставление раскадровок повествовательных текстов и написание по ним изложений
Устное изложение по диафильму«Два жадных медвежонка»
Устный пересказ по раскадровке
Раскадровка к изложению «Ёжик»
Рисование раскадровки к изложению «Находчивые лягушата»
Результаты выявления перифрастических способностей при работе над изложением с использованием раскадровки
Сравнительный анализ изложений «Воробей» и «Находчивые лягушата»
Вывод:Использование приёма раскадровки в работе над изложением способствует развитию перифрастических способностей, а следовательно – умению писать изложения своими словами