СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ТЕХНИКУМФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Объект исследования –учебно-воспитательный процесс в школе Предмет исследования -готовность старшеклассников к здоровьесбережению. Задачи исследования:1. Рассмотреть состояние проблемы на основе анализа историко-педагогических источников.2. Выявить содержание и структуру понятия «готовность старшеклассников к здоровьесбережению».3. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности старшеклассников к здоровьесбережению.4. Выработать методические рекомендации по обновлению содержания учебно-воспитательного процесса в школе к формированию готовности старшеклассников к здоровьесбережению.
Методы исследования: теоретические методы: - анализ исторической и психолого-педагогической литературы; - анализ учебной документации средней школы.эмпирические методы: - беседа и опрос; - наблюдение; - педагогический эксперимент.
При организации экспериментальной работы было проведено: составление программ экспериментального исследования;- выбор конкретных методов и параметров;- проведения экспериментальной работы и анализ полученных данных; - количественно-качественный анализ результатов эксперимента;- описание полученных результатов, их интерпретация;- определение эффективности эксперимента. При организации экспериментальной работы было проведено: - способы сохранения физического и психического здоровья обучаемых; - вооружение их первоначальными медицинскими знаниями; - использование различных физических упражнений, систем, направленных на сохранение и укрепление здоровья; - первые обоснования вести здоровый образ жизни.
Диагностическая карта содержит следующие блоки: 1. Общие умения.2. Общая информированность.3. Информированность о диагностике состояния организма.4. Информированность о методиках сохранения здоровья и оздоровления.5. Информированность о способах сохранения здоровья.
Программно-информационное обеспечение процесса здоровьесбережения учащихся в школе, которое позволяет: - учитывать уровень развития мотивов и потребностей учащихся в сохранении своего здоровья;- конкретизировать процессы обеспечения учащихся знаниями и умениями по здоровьесбережению; - адаптировать имеющиеся программы по сохранению и укреплению здоровья учащихся к потребностям конкретной школы.
Содержание здоровьесберегающего обеспечения включает: 1.Информационный фонд: - учебно-методическую, учебную, справочную и научную литературу. 2. Информационные модели здоровьесберегающих объектов: - таблицы, схемы, графические изображения, компьютерные программы, фрагменты художественных кинофильмов, научно-популярные учебные видеофильмы, анкеты, тесты по самодиагностике, телепередачи, телефильмы, структуру и описание мероприятий по сохранению здоровья, описание здоровьесберегающих технологий, методик, методов.
Выводы 1. Проведенный историко-педагогический анализ на основе использования интерпретации фактов, ситуаций и явлений позволил выявить общее в осуществлении изучаемого феномена в различные исторические периоды у разных народов. Работа по сохранению здоровья учащихся носила эпизодический фрагментарный характер, систематический характер стала приобретать во II половине ХХ столетия. Основными факторами восстребованности в решении проблемы здоровьесбережения является ухудшение общего состояния здоровья учащихся. 2. Проведенный анализ теории и практики использования здоровьесберегающих технологий показывает, что существенный эффект приносит применение педагогических средств в процессе сохранения и укрепления здоровья учащихся. Создание педагогической здоровьесберегающей среды в школе, повышение информированности учителей, учащихся, психологов и валеологов. Одним из направлений сохранения здоровья учащихся является формирование готовности к здоровьесбережению.
3. Организация программно-информационного обеспечения позволяет: - определить содержание формирования готовности учащихся к здоровьесбережению в учебном процессе и во внеклассной работе;- разнообразить формы и методы работы с учащимися по здоровьесбережению. Интеграция учебно-предметной, факультативной работы по здоровьесбережению учащихся как педагогическое условие создает возможности использования преемственных средств, форм и методов здоровьесбережения. 4. В целях повышения эффективности формирования готовности учащихся к здоровьесбережению была разработана интегративная программа сохранения здоровья в ходе учебно-воспитательного процесса, включающая систему семинаров, практических занятий, тренингов. Исследование показало, что при соблюдении педагогических условий реализации интегративной программы происходит осознание учащимися старших классов необходимости сохранять свое здоровье, а также приобретение знаний и умений здоровьесбережения.
Стерлитамакский техникум физической культуры