Упражнения для развития целенаправленного речевого дыхания
Оглавление: ФутболЛистопадБабочкаШторм в стаканеФокусник
СвечаНепослушный язычокМыльные пузыриОдуванчикСкороговорки-языковертки
Футбол Ребенок дует на мяч, пытаясь «забить гол», мяч должен оказаться в воротах. Упражнение повторяется 6-8 раз. Необходимо следить за тем, чтобы не произошла утечка воздушной струи через нос.
Листопад Ребенку предлагают подуть на листочки так, чтобы они полетели. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, а также за правильностью выдоха. Упражнение повторяется 6-8 раз.
Бабочка Вырезать из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Взрослый и ребенок произносят приговорку:Бабочка – коробочка,Полети на облачко, Там твои детки – На березовой ветке! Затем взрослый предлагает ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела. Ребенок делает длительный плавный выдох. Упражнение повторяется 6-8 раз.
Шторм в стакане Для этой игры необходима соломинка и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не надувал щеки и не двигал губами. Упражнение повторяется 6-8 раз.
Фокусник Ребенку следует улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края языка были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку положенную на кончик носа. Воздух при этом должен проходить посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить за неподвижностью нижней челюсти. Упражнение повторяется 6-8 раз.
Свеча Для этой игры потребуется свеча. Ребенку предлагается подуть на пламя свечи так, чтобы оно не погасло. Затем с силой подуть на пламя свечи, чтобы погасить его. Упражнение повторяется 6-8 раз.
Непослушный язычок Ребенок слегка высовывает кончик языка между губами, а затем старается выплюнуть его. Язык при этом продвинут вперед, а кончик высунут минимально, что вынуждает сильнее напрягать губы и создает более тонкие движения. Упражнение повторяют 6—8 раз подряд.
Мыльные пузыри Ребенка просят надуть сначала маленький мыльный пузырь, а затем большой. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не надувал щеки. Упражнение повторяется 6-8 раз.
Одуванчик Упражнение проводится на улице во время цветения одуванчиков. Ребенку предлагается сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Необходимо следить за правильностью выдоха.
Скороговорки-языковертки Ребенку предлагают проговорить считалку с распределением выдоха на несколько порций: Вы ели-ели форелей у ели, Их еле-еле у ели доели. Ух, дух в теле еле-еле.
Отработка стихотворного текста также сопровождается членением его на паузы, сначала после произнесения одной строчки, затем — двух, далее — куплета на одном выдохе:Среди белых голубейВот летает воробей,Откликайся, не робей.Вылетай-ка, воробей!