Преемственность дошкольного и начального образования. Педагогические условия преемственности в математическом образовании между ДОУ и начальной школой. Хорева Г.В., к.п.н., доцент кафедры начального, дошкольного и коррекционного образования ФСПП ДВГГУ
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ? В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» Л.С. Выготский
Анализ философской и психолого-педагогической литературы показывает, что преемственность является многоаспектной категорией, обладающей сложным строением и широким спектром функций.
Преемственность: объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития; обеспечение непрерывности закономерного развития путем переноса существенных элементов на новую ступень с целью дальнейшего развития личности; связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы на границах различных этапов, ступеней или форм образования для обеспечения его непрерывности; результат специально организованной, непрерывной и целенаправленной работы с использованием обоснованных форм, средств и методов, сокращающих адаптивный период к условиям обучения детей к школе.
Преемственность дошкольного и начального образования означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребенка. При этом преемственность дошкольного и начального обучения – это преемственность, имеющая в виду непрерывно развивающуюся личность обучающегося с ее растущими потребностями и возможностями самореализации и самоорганизации.
Преемственность с точки зрения ДОУ или предшколы Это ориентация на требования школы, формирование и развитие тех знаний и способов действий, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.
Преемственность с позиции школы Это опора на те знания , навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного уровня развития ребенка.
Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, а главное – сохраняет «радость детства» (Н.Н. Поддъяков). С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал.
Дошкольное воспитание и начальная школа не только фундамент, но и "первые этажи" образования (В.Ф. Кривошеев).
Уровень подготовки детей повысился, а уровень интеллектуальных возможностей понизился. Как вы думаете, в чём причина такого явления? Стала ли дошкольная подготовка в последнее время более содержательной? Почему?
Современные подходы к решению проблемы преемственности нашли свое отражение в различных нормативно-методических документах
Действует методическое письмо Министерства образования РФ от 25.03.1994 № 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования».
В решении Коллегии от 11.12.1996 № 312 «О проблемах и перспективах развития начального образования в РФ» определены преемственные линии между курсами по дошкольной подготовке и начальной школой: развитие любознательности у ребенка дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей ученика начальной школы; формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка; развитие коммуникативности как одного из необходимых условий успешности УД.
В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»: выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации, определены психологические и педагогические условия реализации непрерывного образования.
Основные задачи, требующие решения проблемы преемственности: Определение общих и специфических целей образования на каждой из данных ступеней и определение преемственных целей, сохраняющихся и развивающихся на обоих этапах. Построение на этой основе единой взаимосвязанной и согласованной методической системы образования (ее задач, форм организации, средств и методов обучения). Построение единой содержательной линии в предметных областях, согласующейся с обоснованием методической системы.
Общие цели непрерывного образования: Воспитание нравственного человека. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Дошкольная ступень достижение макроуровня развития сенсорики; приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка; развитие любознательности, инициативности, произвольности, способности к творческому самовыражению; формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности; развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Психолого-педагогические условия: личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; предоставление ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.; ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности.
Направления в решении задач преемственности: Создание непрерывных комплексных программ дошкольного и начального образования либо единым авторским коллективом, либо взаимодействующими коллективами. Общетеоретическое решение проблемы на основе компонента «готовность к школе».
Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создает необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.
Педагогические условия преемственности в математическом образовании между ДОУ и начальной школой.
1. Найти общий язык, на котором могут говорить о Ребенке – будущем первокласснике – все заинтересованные участники преемственной цепочки (педагоги детского сада и школы, родители).
2. Общей целью курса математики для ДОУ и школы должно быть признано достижение нового типа образовательного результата, не сводимого к простой комбинации сведений и навыков и ориентированного на решение реальных задач. 2. Общей целью курса математики для ДОУ и школы должно быть признано достижение нового типа образовательного результата, не сводимого к простой комбинации сведений и навыков и ориентированного на решение реальных задач. В Примерной программе начального общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса. В обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования в разделе «Планируемые результаты освоения детьми ООП ДО» указаны следующие: Ребёнок, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
3. Устранение дублирования программ. Программа математического развития дошкольников должна быть ориентирована на формирование у детей математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности. Формирование основных групп предметных умений. Развитие основных видов универсальных учебных действий. 3. Устранение дублирования программ. Программа математического развития дошкольников должна быть ориентирована на формирование у детей математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности. Формирование основных групп предметных умений. Развитие основных видов универсальных учебных действий.
4. Математическая подготовка старших дошкольников должна строиться на основе свойственных детям данного возраста наглядно-действенного и наглядно-образного типов мышления и ориентирована на формирование у них основ словесно-логического (абстрактного) типа мышления.
5. Общими средствами обучения математике в ДОУ и начальных классах являются источники получения информации: слово, наглядность, практическое действие. Логические структуры создаются только в связи с действиями, выполняемыми на предметах. До своего применения к чисто словесным высказываниям логика должна быть организована в недрах практических манипуляций с предметами.
6. Необходимое условие – упражнение органов чувств (анализаторов), формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих Ребенку всесторонне воспринимать окружающий мир. В процессе сенсорного развития Ребенок получает первоначальные представления о свойствах окружающих объектов и отношениях.
7. РО. Подлинное предназначение развивающего обучения дошкольника - не натаскивать, «не набивать руку», т.е. не сужать возможности ребенка под видом их мнимого расширения через «усвоение нового» (симплификация развития). Оно призвано принципиально расширять эти возможности в направлении универсальности как ключевого ориентира человеческого развития. Развитие креативности и вариативности мышления. 7. РО. Подлинное предназначение развивающего обучения дошкольника - не натаскивать, «не набивать руку», т.е. не сужать возможности ребенка под видом их мнимого расширения через «усвоение нового» (симплификация развития). Оно призвано принципиально расширять эти возможности в направлении универсальности как ключевого ориентира человеческого развития. Развитие креативности и вариативности мышления. Глубокое понимание потребностей детей, их мотивов, особенностей поведения, развития, опора на них.
8. Обогащение развивающей образовательной среды. 8. Обогащение развивающей образовательной среды. 9. Ориентация на развитие умственных способностей Ребенка: формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, схематизировать, обобщать, делать выводы, умозаключения и т.п. 10. Развитие познавательных процессов и способностей в процессе ФЭМП. 11. Овладение детьми приемами учебной деятельности. Формирование мотивации учения, интереса к математике и процессу обучения в целом. 12. Обеспечение системности в процессе формирования математических знаний и математических у дошкольников.
Ошибки, допущенные при воспитании и обучении дошкольников, могут иметь самые серьёзные последствия. Если теоретическая позиция должна быть к началу школьного обучения, то на каком этапе жизни ребёнка она создаётся? На предшествующем.