Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ
Распространенная модель организации образовательного процесса до введения в действие ФГТ
Причины введения ФГТ
Назначение ФГТВыравнивание стартовых возможностей при подготовке к школьному обучению Обеспечение равнодолевого содержания по всем направлениям развития ребенкаРешение образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельностиНеобходимость реализации принципа научной обоснованности и практической применимости
Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» моделиИсключение учебного блока (но не процесса обучения!) ; Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».
Рекомендуемая модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ
Структура образовательного процесса В настоящее время в образовательном процессе выделяется два основных блока:- совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;- свободная самостоятельная деятельность детей.Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет).Вспомним !Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом «усвоения» содержания в видах деятельности.(Д.Б. Эльконин).Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Общий объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов)Определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом:действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН);федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования;типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности;рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса.
Непосредственно образовательная деятельностьРеализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Формы образовательной деятельностиДвигательная детская деятельность(Примеры форм работы)Подвижные игры с правиламиПодвижные дидактические игрыИгровые упражнения, игровые ситуацииСоревнования, досугиРитмика, аэробика, детский фитнесСпортивные игры и упражнения.АттракционыСпортивные праздникиГимнастика (утренняя и пробуждения)Организация плавания
Формы образовательной деятельностиИгровая детская деятельность (Примеры форм работы)Сюжетные игры, игры с правиламиСоздание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей)Игры с речевым сопровождениемПальчиковые игрыТеатрализованные игрыПродуктивная детская деятельностьМастерская по изготовлению продуктов детского творчестваРеализация проектов Детский дизайнОпытно-экспериментальная деятельностьВыставки, мини музеи
Формы организации образовательной деятельностиЧтение детской художественной литературыЧтение, обсуждениеЗаучивание, рассказываниеБеседаТеатрализованная деятельностьСамостоятельная художественная речевая деятельность Викторина, КВНВопросы и ответыПрезентации книжкиВыставки в книжном уголкеЛитературные праздники, досуги.
Формы организации образовательной деятельностиПознавательно – исследовательская деятельностьНаблюдение , экскурсияРешение проблемных ситуацийЭкспериментирование, исследованиеКоллекционированиеМоделированиеРеализация проекта Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады)КонструированиеУвлечения
Формы организации образовательной деятельностиКоммуникативная детская деятельностьБеседа, ситуативный разговорРечевая ситуацияСоставление и отгадывание загадокИгры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные)Этюды и постановки.Логоритмика.Трудовая детская деятельность Дежурство, поручения, заданияСамообслуживаниеСовместные действия
При планировании и составлении расписания непосредственно образовательной деятельности с детьми Рекомендуется в соответствии с возрастом детей, наличием приоритетных направлений образовательной деятельности и спецификой осуществления образовательного процесса учитывать следующие параметры: - общий объем непосредственной образовательной деятельности в неделю; - продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; - количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня