ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Византийская империя
Особенности византийской культуры Синтез западных и восточных элементов при главенстве греко-римских традиций Сохранение традиций античной цивилизации, послуживших в последствии основой европейской культуры эпохи Ренессанса
Крепкие государственные устои, способствовавшие сохранению светского художественного творчества Формирование православия, повлиявшего на философско-богословские воззрения, на систему христианских этических и эстетических ценностей
Два начала в культуре: - пышная зрелищность - утонченный спиритуализм
Богословские споры о смысле человеческого существования, месте человека во вселенной, о его возможностях Антропологический максимализм (Древняя Русь)
Предназначение христианского храма от отличие от античного (языческого) Античный храм Все праздники проходят снаружи, на площади =>важен наружный вид храма
Требования к внутреннему пространству христианской церкви Должно быть вместительным и удобным для совершения ритуала Места для священнослужителей и «паствы» разграничены Особое место для алтаря Содержать христианскую символику
Виды христианских храмов Базилика – это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное на три, пять и более продольных нефов, средний неф обычно шире и выше боковых
Реконструкция церкви св.Петра Рим. 400 г.
Церковь Сан-Аполинаре Равненна, начало 6 в.
Крестово-купольный – это чаще всего квадратные в плане здания; четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод.
План-схема крестово-купольного храма
Церковь Сан-Витале Равенна
Соборный Баптистерий Равенна, 5 в.
Церковь Святых Апостолов. Салоников. 14 в.
Монастырь Пантократор Стамбул. 12 в.
Собор Святой Софии. Стамбул (Константинополь). 6 в.
Главные формы византийской живописи Монументальная ( мозаика) Станковая (иконопись) Книжная миниатюра
Богородица и младенец с Иоанном II и Ириной. Св. София.
Икона Владимирской Богоматери. Москва. Третьяковская галерея