Киевский Софийский Собор
Софийский собор – главный храм Киевской Руси.
В истории известны три знаменитых Собора с именем «СОФИЯ». Самая древняя София - Константинопольская в столице Византии, а сейчас в Стамбуле в Турции. А также Софийский Собор в Древнем Новгороде и София Киевская.
Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. В ряду всемирно известных храмов он занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам. Путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII век – в не самые лучшие для нее времена, – сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять».
Нет общепринятой датировки строительства церкви. Согласно летописям, в 1036 году Ярослав Мудрый находился в Новгороде Великом, когда к нему дошла весть о том, что печенеги «без числа» подступают к Киеву.
Ярослав собрал дружину из варяг и новгородцев и выступил к Киеву. «На поле вне граде» сошлись печенеги и киевские дружины. Целый день бились противники, и только к вечеру одолел Ярослав печенегов.
На месте своей победы над печенегами он заложил храм. Место под строительство было выбрано там, где сходились все четыре дороги ведущие в Киев. В строительстве участвовали и византийские, и русские мастера.
Русское православие пришло из Византии, поэтому новая церковь была названа в честь святой Софии, как и главный православный храм Константинополя. В переводе с греческого имя София означает «мудрая», отчего посвящение храма Святой Софии воспринималось как символ христианской мудрости.
В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена. Разрушения, причиненные собору в течение XVI в., были столь велики, что некогда величавый собор стоял в это время уже без кровли.
Храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам. Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства.
В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная композиция в строительстве каменных храмов. Прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма .
Над храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от четырёх до двенадцати меньших куполов. Эту центральную «главу» поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре главных столба, находящихся внутри храма.
В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным. Число глав (куполов) было глубоко символично. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Главные и прочие столбы делили храм на нефы. НЕФ (франц. nef от лат. navis — "корабль") — главное помещение христианского храма крестово-купольного или базиликального типа. В более узком значении — продольное, вытянутое в плане помещение. В восточной части заканчивается алтарным выступом — апсидой.
Нефов, как правило, было три или пять. Вход в церковь был в западной части храма. Над ним древнерусские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые люди: князь, его семья и приближённые.
Киевская София - огромный пятинефный собор с пятью апсидами с большими хорами-«палатами», светлыми и широкими, имел купол с необычным взлётом в самом центре.
Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство – высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.
Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест. В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,— огромное поясное изображение Христа-Вседержителя (Пантократор) Христос - Вседержитель расположен в куполе горнего Неба, словно в необъятной дали.
Прямо навстречу входящему в храм (на стене центральной апсиды), из полумрака выходит Богоматерь в ярко-голубых одеждах, в мягком золотом мерцании, с воздетыми руками – «Богоматерь Нерушимая Стена». Её руки вознесены высоко вверх в непрестанном молении.
«Богоматерь Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место. Возвышающаяся над главным алтарем Софийского собора «Оранта» на протяжении почти десяти веков оставалась неповрежденной, хотя и город, и сам собор неоднократно подвергались разрушениям. По преданию, Отечество не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь Оранта «Нерушимая Стена».
Голова Милостивой Матери покрыта платом (омофором), перекинутым через левое плечо. Позднее этот плат получит на Руси оригинальное осмысление как «Покров Божией Матери», которым Она духовно сокрыла Русскую Землю от злых напастей, бед и неприятелей. Оттенки Ее синего одеяния с темными складками отчетливо выделяются на общем золотом фоне смальты.
Отдельные кусочки мозаики положены под разными углами таким образом, что вокруг фигуры Богородицы всегда видно неяркое сияние. Цветовая палитра мозаики весьма богата: синяя смальта насчитывает двадцать один оттенок, а зеленая — тридцать пять. «Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место.
Главный алтарь Софии Киевской
Евхаристия (причащение)- таинство, при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в православной церкви и миряне, и духовенство причащаются хлебом и вином).
Композиция «Евхаристии» включает фигуры Иисуса Христа (часто он пишется дважды в центре)и к нему подходящих для причастия апостолов. Их возглавляют Петр и Павел. Господь стоит у престола и подает своим ученикам хлеб и вино. Ангелы прислуживают ему. В храме изображение «Евхаристии» традиционно помещается в алтаре, в центральной апсиде.
Фрески писались заезжими византийскими мастерами разных артелей на протяжении нескольких лет. В итоге стены Софийского собора были сплошь покрыты фресками. Древние росписи были обнаружены случайно: в 1843 году в одном из южных приделов отвалился кусок штукатурки с масляной живописью и открылась фреска XI века
Расположение фресок в Софии Киевской рассчитано на круговой осмотр по часовой стрелке, как и в любом другом византийском крестово-купольном храме. В центральном кресте помещено шестнадцать евангельских сюжетов, из которых не все сохранились до сегодняшнего дня.
Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. Фреска сохранилась, к сожалению, лишь частично.
Портрет представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями
Дочь Ярослава Анна была замужем за французским королем Генрихом I. Елизавета Ярославна вышла замуж за норвежского короля Геральда Смелого.
Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской.
Здесь находилась одно из самых больших и древних книгохранилищ в мире – библиотека Ярослава Мудрого, аналогов которой в Западной Европе не было.
Софийский собор художественным совершенством, красотой, величием и масштабами затмил все, что было тогда создано в Киевской Руси и Европе. И сейчас среди зелени деревьев, поблескивают золотом купола Софийского собора.