СОБОР ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА РВУ (ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО)
Архитектурная конструкция Покровского собора. Силуэт Покровского собора узнаваем во всем мире из-за необычности архитектурной композиции (девять церквей на едином основании) и неповторимого покрытия глав. Первый этаж собора - церковь Св. Василия Блаженного и подклет (подцерковье). На втором этаже - ансамбль из девяти церквей, объединенных внутренней и наружной галереями. Галереи перекрыты сводами, над лестницами – крыльца. Главы, венчающие купола храма, разнофигурные и многоцветные. Центральная церковь Покрова увенчана шатром. В разное время к собору были пристроены приделы и шатровая колокольня.
ГлаваПодклет (подцерковье)Ансамбль из девяти церквейГалереиКрыльцаКуполаПриделШатерКолокольня
АРХИТЕКТУРНАЯ КОНСТРУКЦИЯ СОБОРА
Древнерусская архитектура и быт русского человека Кокошник как элементженской одеждыКокошник как элементархитектурногодекора
Шатер и шатровое покрытие в архитектуре
Луковица (луковка)Луковичная глава на куполехрама
Русская вышивкаРоспись деревянной посудыОрнаментальная роспись стен
Небольшая бесстолпная пристройка со стороны южного или северного посада – Восьмиугольное в плане сооружение - Покрытие в форме высокой 4-гранной или многогранной пирамиды - Пространственное покрытие зданий круглых в плане -Навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений - Полукруглое или клиновидное фальшивое завершение части наружной стены, часто располагающееся ярусами - Башнеобразное сооружение или сооружение в виде колонны -
Д.Кедрин «Зодчие» … Мастера выплеталиУзоры из каменных кружев,Выводили столбыИ, работой своею горды,Купол золотом жгли,Кровли крыли лазурью снаружиИ в свинцовые рамки Вставляли чешуйки слюды.И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху,Переходы,Балкончики,Луковки да купола.И дивились ученые люди, -Зане эта церковьКраше вилл италийскихИ пагод индийских была!
1. Как вы думаете, случайно ли мастера выбрали для собора место на Красной площади, рядом с главным въездом в Кремль?
2. Первоначально храм имел суровую гамму окраски: темно-красный тон росписи «под кирпич», белые детали, зеленовато-желтые изразцовые вставки, черный тон лощеной черепицы, золото крестов. В XVII веке собор раскрасили. Теперь собор стал восприниматься как образ Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном. Что способствовало появлению такого впечатления?
3. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный повелел ослепить зодчих, возводивших храм, чтобы они не смогли возвести второго подобного сооружения. Как вы думаете, почему эта легенда возникла?
Какой образ, как вам кажется, наиболее соответствует возведенному собору? Свой ответ аргументируйте.
ХРАМ ПОХОЖ НА…
Таким храм увидел русский художникА.В.Лентулов