Декоративно-прикладное искусство в жизни человекаДревние корни народного искусства Древние образы народного искусства
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).
Народное искусство развивается на основе традиций и преемственности.Традиции – глубокая преемственность в народном творчестве, исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, навыки, правила.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом.
“Не земля родит, а небо” Солнце
Конь Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.В поэтических представлениях народа, всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Всадник предстает в образе Егория храброго.
Конь (красный - день, черный - ночь)ПрялкаВерхняя ТоймаСеверная Двина, 19 в.Фрагмент лопаски (лицо)Дерево, резьба, росписьИз собрания автораКонник(Конник-солнце)ПрялкаВерхняя Тойма, Северная Двина, 19 в.Фрагмент лопаски (оборот)Дерево, резьба,РосписьИз собрания автора
Конник(тянитолкай)ВышивкаФрагмент полотенцаКаргополь, Олонецкая губ., 19 в.Льняное полотно,х-б нитиhttp://www.latynin.ru/books/folkartpics/folkartpics3.html
Какой смысл вложил народный мастер в украшение лопасти прялок?
Вода, дождь О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг: Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – “после дождичка в четверг”. Волнистая горизонтальная линия – вода. Вертикальная волнистая линия – дождь.
Русалки Русалки рождаются на земле от росы на траве и потом улетают далеко-далеко на край света. У них длинные косы, красивые лица и огромные сильные крылья. Русалки возвращаются туда, где родились. А случается это всего один раз в году, весной, для того, чтобы оросить хлебные поля дождем. Они выливают на них росу, и хлеб начинает колоситься. И все верили, что от русалок зависит плодородие земли.
КОЛОВРАТДревнерусское название класса солярных символов, более известных по своему индоевропейскому названию Suastika, свастика (где Су, «связанное с благом» – древнеиндийское имя солнечной птицы, Астика – двуликое божество теплой и холодной половин года). Символ вечного солнцевращения (др. русск. КОЛО – солнце) имел широчайшее распространение в народном искусстве Новгорода и особенно Русского Севера, сохранившись в нем вплоть до первой половины ХХ века.http://www.silaev-ag.ru/dict/142
Берегиня Великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”.Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.
ПтицаОрнамент.ВышивкаФрагмент полотенца.Каргополь,Олонецкая губ., 19 в. Фрагмент .Льняное полотно,х-б нити
Птицы Жавороночки.Перепелушки.Птички-ласточки!Прилетите к нам'Весну ясную,Весну краснуюПринесите нам.В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко.
Сирин
Древо жизни Символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Мать сыра-земля «От земли взят, землёй кормлюсь, в землю пойду!» «Добра мать до своих детей, а земля - до всех людей!», «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!», «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!», «Как не добёр кто, а все не добрей Матери-Сырой-Земли: всяк приючает землю до гробовой доски, а земля приютит и мёртвого!» «Всякому человеку - и доброму, и худому - земля даст приют!», «Нужна рыбе вода, а птице вольная ширь поднебесная, а человеку - нет ничего нужнее, как Мать-Сыра-Земля, - умрёт, и то в неё уйдёт!» «Кому земля - мать родная, кому - родимая матушка, а кому и мачеха; да всё, как время придёт, и пасынка к сырой груди прижмёт, не оттолкнёт, не погубит - к себе возьмёт, на вечные веки приголубит!», «Корми - как земля кормит; учи - как земля учит; люби - как земля любит!».
«От земли взят, землёй кормлюсь, в землю пойду!» «От земли взят, землёй кормлюсь, в землю пойду!» «Добра мать до своих детей, а земля - до всех людей!», «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!», «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!», «Как не добёр кто, а все не добрей Матери-Сырой-Земли: всяк приючает землю до гробовой доски, а земля приютит и мёртвого!» «Всякому человеку - и доброму, и худому - земля даст приют!», «Нужна рыбе вода, а птице вольная ширь поднебесная, а человеку - нет ничего нужнее, как Мать-Сыра-Земля, - умрёт, и то в неё уйдёт!» «Кому земля - мать родная, кому - родимая матушка, а кому и мачеха; да всё, как время придёт, и пасынка к сырой груди прижмёт, не оттолкнёт, не погубит - к себе возьмёт, на вечные веки приголубит!», «Корми - как земля кормит; учи - как земля учит; люби - как земля любит!».
Значение цвета цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало.цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. цвет символизировал солнцецвет символизировал землю
Л.В. Кукарева, учитель изобразительного искусства МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» Советского района Республики Марий Эл