Китайской живописи -5-6 тысяч лет. Существует два основных стиля: «гунби» – стиль четких линий (декоративный), «сеи» – передача идеи(экспромт). С помощью линий, пятен, штрихов художник добивается передачи фактуры, создает пространство, передает состояние статичности и динамичности. Цвет играет второстепенную роль после линий. В изображении складок одежды, можно различить до 18 разновидностей линий.
«Волшебная кисть»
Главные орудия труда китайского живописца «Четыре сокровища кабинета»- это бумага, кисть, тушь и тушечница.
В древности художники писали на шелке. В 14 веке изобрели бумагу из древесной коры и рисовой соломы – «СЮАНЬЧЖИ». Бумага имеет чистую поверхность, мягкая, стойкая против насекомых и плесени, у нее хорошая водопроницаемость, восприимчивость к туши.
Основы китайской живописи Используется минимальное количество линий для передачи сюжета, ритма, грации. В картине каждый предмет – символ, дерево, цветы, животные – образ. У китайцев они не предмет любования, а аллегорические символы. Сосна – олицетворение долголетия. Цветы сливы – умение переносить невзгоды. Пионы – богатство, роскошь. Бамбук – стойкость.
Жанры китайской живописи Анималистический жанр «Цветы и птицы» «Растения и насекомые»
Бытовой жанр «Люди и предметы»
Парадный портрет
Пейзаж «Горы и воды»
В Китае не существовал жанр натюрморта, так как неподвижные предметы, с их точки зрения, мертвы. Если рисовали фрукты, то на дереве, если камни, то рядом изображали растение.
Приемы живописи: 1. «Плавающий» фокус в место линейной перспективы. 2. «Психологический масштаб» – что значительнее по смыслу, то большего размера на рисунке. Форма пейзажа – вытянутый свиток. Художники показывают не часть природы, а необъятность пространства, целостность мироздания.
Технические средства: Различные мазки, линии, штрихи, размывы. Своеобразие картинам дают текстовые пояснения. Иероглифические тексты краткие, выразительные, формула старинной китайской мудрости.
Китайский художник всю жизнь пишет в одном жанре, а порой даже только отдельный предмет. В таком кропотливом труде оттачивается мастерство, приходит слава.
Каллиграфия Каллиграфия – высочайшее искусство. Когда в Китае появилась письменность, люди считали, что она наделена магической силой. Создатель письменности Цан Цзе изобрел ее, наблюдая за природными явлениями.
Каллиграфия – ритуал, художник может продемонстрировать «полет в небе диких гусей», «проплывающие облака». Искренность и прилежание художника выражаются в каждом движении кисти. Каллиграфия популярна, она отражает не только мастерство художника, но и несет людям благоприятное пожелание. Говоря о виртуозности художников, часто применяют эпитет «волшебная кисть».
Назови жанр китайской живописи
Возьмите в руку волшебную кисть! Желаю удачи! Презентация подготовлена для урока МХК учителем ИЗО и МХК Путиловой Еленой Леонидовной моу сош № 25 г. Нижний Тагил