PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Английский язык / Тайны русского алфавита
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Тайны русского алфавита


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Тайны русского алфавита


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 Тайны русского алфавита Учитель русского и литературы: Колтун Наталья Николаевна
Описание слайда:

Тайны русского алфавита Учитель русского и литературы: Колтун Наталья Николаевна ГОУ СОШ 1254 г. Москвы

№ слайда 2 Цели Задачи Вступление Письмо Алфавит и Азбука Алфавит Семитское письмо Распрост
Описание слайда:

Цели Задачи Вступление Письмо Алфавит и Азбука Алфавит Семитское письмо Распространение письменности на Руси Старославянский язык Слово о первоучителях славян – братьях Константине (Кирилле) и Мефодии Кириллица и глаголица Глаголица Кириллица

№ слайда 3 Игра «Кто быстрее?». Игра 2 Игра «Прогулка вдоль алфавита». Игра «Лесенка» Игра
Описание слайда:

Игра «Кто быстрее?». Игра 2 Игра «Прогулка вдоль алфавита». Игра «Лесенка» Игра «Трехбуквенные слова» Игра «Сквозные буквы» Игра «Листая словарь…» Игра «В чем соль?» Игра «Ассоциация» Игра «Кто больше?» Аз да буки. Рефлексия

№ слайда 4 Воспитание у учащихся бережного отношения к родному языку, Воспитание у учащихся
Описание слайда:

Воспитание у учащихся бережного отношения к родному языку, Воспитание у учащихся бережного отношения к родному языку, развитие интереса к его глубокому изучению как на уроках, так и во внеурочное время, подготовка мотивированных учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.

№ слайда 5 Выяснить, как образовался русский алфавит, рассказать о том, кто такие братья Ки
Описание слайда:

Выяснить, как образовался русский алфавит, рассказать о том, кто такие братья Кирилл и Мефодий, об их роли в становлении алфавита, выявить отличительные особенности двух графических систем русского языка – кириллицы и глаголицы, рассказать об истории становления и исчезновения некоторых старославянских букв.

№ слайда 6 Вступление Люди пользуются устной речью с незапамятных времен. Письмо возникло г
Описание слайда:

Вступление Люди пользуются устной речью с незапамятных времен. Письмо возникло гораздо позднее. Письменность – одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Цивилизация возникает вместе с появлением письма. Без письма были бы невозможны те достижения науки, техники, культуры, которыми современный мир отличается от первобытного.

№ слайда 7 Письмо, как и язык, представляет собой внешние символы нации. Именно поэтому мно
Описание слайда:

Письмо, как и язык, представляет собой внешние символы нации. Именно поэтому многие завоеватели уничтожали письменные памятники покоренных народов. Испанцы, завоевав Мексику в 1520 году, сожгли книги ацтеков: ведь они напоминали бы туземцам об их былом величии. По этой же причине нацисты, стремившиеся уничтожить идеологии, враждебные их собственной, сжигали книги своих противников.

№ слайда 8 Передавая нашу речь на письме, мы пользуемся буквами, каждая из которых имеет оп
Описание слайда:

Передавая нашу речь на письме, мы пользуемся буквами, каждая из которых имеет определенное значение. Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом, или азбукой. А знаете ли вы, как, откуда пришли слова алфавит и азбука?

№ слайда 9 Слово алфавит происходит от названия первых двух букв греческого алфавита: альфа
Описание слайда:

Слово алфавит происходит от названия первых двух букв греческого алфавита: альфа и бета (по-новогречески вита). Слово азбука – калька со слова алфавит – это слившиеся названия двух первых букв древнего славянского алфавита кириллицы: аз и буки.

№ слайда 10 Итак, алфавит – это система букв, передающих звуки, или фонемы, языка.
Описание слайда:

Итак, алфавит – это система букв, передающих звуки, или фонемы, языка.

№ слайда 11 Семитское письмо
Описание слайда:

Семитское письмо

№ слайда 12 В конце 862 года к византийскому императору Михаилу прибыло посольство от Ростис
Описание слайда:

В конце 862 года к византийскому императору Михаилу прибыло посольство от Ростислава – князя Великой Моравии, государства западных славян. Первые миссионеры, проповедовавшие христианство в Моравии, распространяли это учение на латинском языке. Ростислав решил просить византийского императора прислать в Моравию проповедников, способных толковать Священное Писание на родном для мораван языке.

№ слайда 13 Азбуки, приспособленной передавать славянскую речь, тогда еще не существовало. Н
Описание слайда:

Азбуки, приспособленной передавать славянскую речь, тогда еще не существовало. Но славяне, видимо, уже пытались записывать свою речь при помощи латинских и греческих букв. Настоящая азбука была создана Константином Философом в 863 году. В работе ему помогал Мефодий, хорошо владевший славянским языком. Создав славянский алфавит, братья начали переводить с греческого на славянский главные богослужебные книги, в первую очередь Евангелие. Язык этих переводов, выполненных Константином, Мефодием, а затем их учениками, теперь называют старославянским языком.

№ слайда 14 Старославянский язык во многом искусственный: чтобы передавать многие книжные и
Описание слайда:

Старославянский язык во многом искусственный: чтобы передавать многие книжные и христианские понятия, создатели славянской письменности придумывали слова, пользуясь как славянскими морфемами, так и заимствованиями из греческого. Этот язык, впервые донесший до славян текст Священного Писания, на столетия стал языком славянской культуры. На Русь письменность пришла в X веке (после крещения Владимиром в 988 году), но первые дошедшие до наших дней рукописные книги относятся к XI веку.

№ слайда 15 Пользуясь старославянским языком, книжники приближали его к своим родным языкам
Описание слайда:

Пользуясь старославянским языком, книжники приближали его к своим родным языкам – русскому, сербскому, болгарскому. Такой вариант старославянского теперь называют церковно-славянским русского, сербского и других изводов.

№ слайда 16 Слово о первоучителях славян – братьях Константине (Кирилле) и Мефодии
Описание слайда:

Слово о первоучителях славян – братьях Константине (Кирилле) и Мефодии

№ слайда 17 Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (Салониках). Это был многоязычный
Описание слайда:

Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (Салониках). Это был многоязычный город Македонии. В нем жили греки, армяне, арабы, евреи, персы и славяне. Старший брат, Мефодий, родился в 815 году. Он успешно начал военную службу и был назначен воеводой в населенную славянами область.

№ слайда 18 Воеводой Мефодий пробыл десять лет, а затем ушел в монахи. Младший брат, Констан
Описание слайда:

Воеводой Мефодий пробыл десять лет, а затем ушел в монахи. Младший брат, Константин, родился в 827 году. Уже в юности он отчетливо осознавал, что его путь – это путь ученого-книжника.

№ слайда 19 Первое дипломатическое поручение Константина – участие в сарацинской миссии, т.е
Описание слайда:

Первое дипломатическое поручение Константина – участие в сарацинской миссии, т.е. в проповеди христианства сарацинам (арабам). В 860 году братья Кирилл и Мефодий уже вместе участвуют в хазарской миссии, которая вернулась в Константинополь в 861 году.

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21 В конце 863 года миссия направилась в Великую Моравию. Там у Константина появили
Описание слайда:

В конце 863 года миссия направилась в Великую Моравию. Там у Константина появились ученики, среди которых своими талантами выделялся некий славянин по имени Горазд. В 867 году братья с учениками отправились в Рим, получив приглашение от Папы Николая I Великого. В конце 868 года Константин тяжело заболел. Предчувствуя смерть, он в декабре принял схиму под именем Кирилл.

№ слайда 22 Перед смертью Кирилл обратился к брату: «Вот, брат, оба мы в одной упряжке бороз
Описание слайда:

Перед смертью Кирилл обратился к брату: «Вот, брат, оба мы в одной упряжке борозду пахали, я теперь падаю на гряде, свой день заканчивая». 14 февраля 869 года он скончался. Ему было 42 года. Вскоре после смерти брата Мефодий отправился в Паннонию (ныне территория Венгрии; в те времена там жили славяне), чтобы и там ввести богослужение на славянском языке. Однако деятельность Мефодия в Паннонии, постепенно превращавшейся в центр славянской письменности, вызвала озлобление немецкого духовенства.

№ слайда 23 Баварские священники, нарушив церковные законы, без ведома Папы Римского бросили
Описание слайда:

Баварские священники, нарушив церковные законы, без ведома Папы Римского бросили Мефодия в тюрьму, где он пробыл до 873 года. После освобождения Мефодий покинул Паннонию и до самой смерти был моравским архиепископом. Он умер 6 апреля 885 года. Князь Святополк в 884–885 гг. присоединил к Моравии Нижнюю Паннонию. И сам князь, и знать признавали богослужение только на латинском языке. Между учениками Мефодия и немецким духовенством началась ожесточенная борьба, которая в 886 году завершилась разгромом сторонников славянского богослужения в Моравии и Паннонии. С учениками Мефодия (имена некоторых из них дошли до нас: Ангеларий, Климент, Наум, Савва) жестоко расправились.

№ слайда 24 Древнейшие славянские надписи и рукописи, относящиеся к X веку, выполнены двумя
Описание слайда:

Древнейшие славянские надписи и рукописи, относящиеся к X веку, выполнены двумя графическими системами. Одну из них называют кириллицей, а другую – глаголицей (старославянское слово глаголь означает речь, слово). Так, надписи на стенах и керамических плитах церкви царя Самуила в Тырнове выполнены частично кириллицей, частично глаголицей. Но ведь Константин Философ перед тем, как уехать в Моравию, составил какую-то одну азбуку...

№ слайда 25 Глаголица – очень своеобразный алфавит. Глаголические буквы сравнивали практичес
Описание слайда:

Глаголица – очень своеобразный алфавит. Глаголические буквы сравнивали практически со всеми известными графическими системами, но каждое из этих сопоставлений объясняло только часть начертаний. Поэтому наиболее вероятно, что глаголица является результатом авторского творчества, а не восходит к какому-либо древнему алфавиту.

№ слайда 26 Многие ученые считают, что Константин, в монашестве принявший имя Кирилл, создал
Описание слайда:

Многие ученые считают, что Константин, в монашестве принявший имя Кирилл, создал именно глаголицу, которая была известна его последователям под названием кириллица. Впоследствии в Болгарии один из учеников Мефодия составил другой алфавит (им мы пользуемся сейчас), на который позже перенесли название первоначальной азбуки. В «Повести временных лет» (XII в.) говорится о «преложении книг», состоявшемся, видимо, между сентябрем 893 г. и маем 894 г. Вероятно, в это время глаголица и была заменена кириллицей.

№ слайда 27 Интересно, что в Македонии против кириллического письма выступали старейшие учен
Описание слайда:

Интересно, что в Македонии против кириллического письма выступали старейшие ученики солунских братьев. Скорее всего они относились к глаголице как к священному алфавиту, составленному первоучителем. Древнейшая дошедшая до наших дней славянская рукопись – «Киевские листки» (X в.) – написана глаголицей и, возможно, происходит из западных земель, тех самых, где трудились Кирилл и Мефодий. Дольше всего (до конца XVIII в.) глаголицей пользовались на юге, в Хорватии. У восточных славян уже к XII столетию глаголицу вытеснила более простая и четкая кириллица.

№ слайда 28 Глаголица – изобретение более яркое и самобытное, нежели кириллица. Количество б
Описание слайда:

Глаголица – изобретение более яркое и самобытное, нежели кириллица. Количество букв в глаголице почти точно соответствует количеству звуков (точнее, фонем) старославянского языка. Иными словами, создатели глаголицы основательно разобрались в славянской фонетике и благодаря этому создали для нее подходящую письменность. Буквы глаголицы не скопированы с другого алфавита (как кириллица – с греческого), а созданы самостоятельно. Похоже, глаголицу ее творцы предназначали специально для священных книг: первая буква «аз» по форме напоминает крест. Начертания многих других букв тоже имеют в основе крест, треугольник (вероятно, символ Троицы) и круг (возможно, символизирующий вечность, бесконечность, полноту Бога).

№ слайда 29 Кириллица, в сущности, – это греческий алфавит с дополнительными знаками для сла
Описание слайда:

Кириллица, в сущности, – это греческий алфавит с дополнительными знаками для славянских звуков, которых нет в греческом языке. Потому в кириллице есть несколько ненужных для славянского языка букв вроде «кси» и «пси». Сочетания соответствующих звуков можно передавать сочетаниями других букв, например, вместо «кси» использовать сочетание «како» и «слово». Вообще дублетные буквы и буквенные сочетания, которых позднее стало еще больше из-за исчезновения в языке некоторых звуков, были постоянной проблемой для «грамотеев»: какой из двух вариантов выбрать? Отсюда многочисленные изменения в кириллице, исчезновение букв. В современном русском алфавите по сравнению с кириллицей добавились только три буквы – й, ё и э, а исчезло намного больше.

№ слайда 30 Кириллица – древнерусская азбука – связана близким родством с латиницей. Они, хо
Описание слайда:

Кириллица – древнерусская азбука – связана близким родством с латиницей. Они, хотя и появились в разное время, восходят к греческому алфавиту: латиница – к западно-греческому, а кириллица – к восточному, классическому греческому.

№ слайда 31 Когда алфавит, созданный для одного языка, начинает использоваться для другого,
Описание слайда:

Когда алфавит, созданный для одного языка, начинает использоваться для другого, обычно возникают некоторые неудобства. Звуковой состав языков в большей или меньшей степени не совпадает, поэтому при заимствовании алфавита, во-первых, появляются лишние буквы (передающие не существующие в данном языке звуки), а, во-вторых, некоторые звуки, специфичные для данного языка, остаются «не обслуженными» алфавитом.

№ слайда 32 К 24 буквам греческого письма были добавлены 19 букв для обозначения особых слав
Описание слайда:

К 24 буквам греческого письма были добавлены 19 букв для обозначения особых славянских фонем. Как и в греческом алфавите, каждая буква имела свое название. Большинство этих названий были реальными словами со своими языковыми значениями. Объявляется конкурс «Кто больше?» (кто больше вспомнит названий букв кириллицы).

№ слайда 33 Назовите несколько букв, которые были добавлены к 24 существовавшим в греческом
Описание слайда:

Назовите несколько букв, которые были добавлены к 24 существовавшим в греческом алфавите для передачи особых славянских звуков.

№ слайда 34 Буквы употреблялись и для обозначения чисел. В этом случае над буквами стояли ти
Описание слайда:

Буквы употреблялись и для обозначения чисел. В этом случае над буквами стояли титла. Приведите примеры.

№ слайда 35 Современный русский алфавит восходит к кириллице, которая отличалась от него сос
Описание слайда:

Современный русский алфавит восходит к кириллице, которая отличалась от него составом букв, их начертанием и названиями. Первоначально кириллица включала 43 буквы. Некоторые из них с самого начала были дублетными, обозначали одни и те же фонемы. Другие буквы становились дублетными в связи с изменениями в фонетической системе.

№ слайда 36 Из русского алфавита исчезли многие буквы.
Описание слайда:

Из русского алфавита исчезли многие буквы.

№ слайда 37 Дублетные буквы – это буквы, которые использовались для записи одного и того же
Описание слайда:

Дублетные буквы – это буквы, которые использовались для записи одного и того же звука. Так, буквы о – «он», и – «омега» передавали в греческом языке разницу между кратким [о] и долгим [о], но в славянских диалектах эти звуки не различались. Одна из двух букв, «омега», являлась избыточной. В южнославянских текстах буква «юс малый» соответствовала особому носовому звуку, у восточных славян такого звука не было. В результате тоже появились дублетные буквы.В южнославянских текстах буква «юс большой» также соотносилась с другим особым носовым звуком, восточные славяне приспособили ее для передачи звука [у], и она вступила в дублетные отношения с буквой оу – «ук» (диграф – сочетание двух букв, передающее один звук).

№ слайда 38 В кириллице существовало еще несколько рядов дублирующих друг друга букв, наприм
Описание слайда:

В кириллице существовало еще несколько рядов дублирующих друг друга букв, например: «зело» и «земля»; «иже», «и» и «ижица»; «он», «омега» и «о звательное»; со временем в этот же ряд попали буквы «есть», «е» и «ять»; «фита» и «ферт». Кроме того, были буквы, которые передавали сочетание звуков, например: «от», «кси», «пси». Эти буквы дублировали написание звуковых сочетаний при помощи отдельных букв (о + т, к + с, п + с). На первый взгляд может показаться, что дублетные буквы не затруднят того, кто взялся пользоваться таким перегруженным алфавитом. Ведь одну из букв можно просто не использовать, нужно только выбрать какую... Однако не стоит забывать, что в восточнославянских землях кириллица появилась вместе с христианством, т.е. с текстами, передающими основы христианского учения, и была воспринята как священный алфавит.

№ слайда 39 Текст и алфавит были неразделимы. Восточнославянские писцы в начале XI в. перепи
Описание слайда:

Текст и алфавит были неразделимы. Восточнославянские писцы в начале XI в. переписывали южнославянские книги, стараясь как можно точнее копировать встречающиеся там написания. Второе возможное решение проблемы дублетных букв еще проще: не ломая голову над выбором, бери наугад любую букву, которая больше нравится. Но это очень затруднит чтение и письмо, когда одно и то же слово можно написать по-разному. Постепенно дублетные буквы устраняли из алфавита. Так исчезло более 10 букв.

№ слайда 40 До XIV в. буквы и («иже») и i («и») традиционно распределялись так: буква i счит
Описание слайда:

До XIV в. буквы и («иже») и i («и») традиционно распределялись так: буква i считалась необязательной, ее использовали в конце слов и особенно в конце строки, когда не было места и требовалось «ужать» текст. После XIV в. они распределились согласно правилу: пишем i перед гласной, а также перед й, во всех остальных случаях пиши и. Это правило дожило до XX в. и было отменено только после Октября 1917 г.

№ слайда 41
Описание слайда:

№ слайда 42
Описание слайда:

№ слайда 43
Описание слайда:

№ слайда 44
Описание слайда:

№ слайда 45
Описание слайда:

№ слайда 46 А а Б б В в Г г Д д Е е Ж ж З з И и І і К к Л л М м Н н О о П п Р р С с Т т У у
Описание слайда:

А а Б б В в Г г Д д Е е Ж ж З з И и І і К к Л л М м Н н О о П п Р р С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ы ы Ь ь Ѣ ѣ Э э Ю ю Я я Ѳ ѳ Ѵ ѵ А а Б б В в Г г Д д Е е Ж ж З з И и І і К к Л л М м Н н О о П п Р р С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ы ы Ь ь Ѣ ѣ Э э Ю ю Я я Ѳ ѳ Ѵ ѵ Названия букв русского дореформенного алфавита (написание современное): а, бэ, вэ, гэ, дэ, е, жэ, зэ, и, и десятеричное, ка, эль, эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у, эф, ха, цэ, че, ша, ща, ер, еры, ерь, ять, э, ю, я, фита, ижица.

№ слайда 47 Ответив на несколько вопросов, ты узнаешь, что это были за буквы. Ответив на нес
Описание слайда:

Ответив на несколько вопросов, ты узнаешь, что это были за буквы. Ответив на несколько вопросов, ты узнаешь, что это были за буквы.

№ слайда 48
Описание слайда:

№ слайда 49
Описание слайда:

№ слайда 50
Описание слайда:

№ слайда 51 Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ Убѣжалъ голодный въ лѣсъ. Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ,
Описание слайда:

Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ Убѣжалъ голодный въ лѣсъ. Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ, Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ И за горькiй тотъ обѣдъ Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ. Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ Убѣжалъ голодный въ лѣсъ. Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ, Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ И за горькiй тотъ обѣдъ Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ. Вѣдай, братъ, что клѣть и клѣтка, Рѣшето, рѣшетка, сѣтка, Вѣжа и желѣзо съ ять, — Такъ и надобно писать. Наши вѣки и рѣсницы Защищаютъ глазъ зѣницы, Вѣки жмуритъ цѣлый вѣкъ Ночью каждый человѣкъ… Вѣтеръ вѣтки поломалъ, Нѣмецъ вѣники связалъ,

№ слайда 52
Описание слайда:

№ слайда 53
Описание слайда:

№ слайда 54
Описание слайда:

№ слайда 55
Описание слайда:

№ слайда 56
Описание слайда:

№ слайда 57
Описание слайда:

№ слайда 58
Описание слайда:

№ слайда 59
Описание слайда:

№ слайда 60
Описание слайда:

№ слайда 61
Описание слайда:

№ слайда 62
Описание слайда:

№ слайда 63
Описание слайда:

№ слайда 64
Описание слайда:

№ слайда 65
Описание слайда:

№ слайда 66 В практике школьного преподавания русского языка сведения о русской графике обыч
Описание слайда:

В практике школьного преподавания русского языка сведения о русской графике обычно ограничиваются знакомством с современным алфавитом и теми вопросами, где графика тесно смыкается с орфографией. С тех пор как отождествление звука и буквы, характерное для лингвистической традиции прошлого, было преодолено, «обиженными» оказались именно буквы: графике уделяется меньше внимания, чем фонетике. В связи с тем ,что в последнее время все чаще на олимпиадах встречаются задания, связанные с историей русского алфавита, мы постарались в своем проекте поместить как можно больше информации по этой теме. В практике школьного преподавания русского языка сведения о русской графике обычно ограничиваются знакомством с современным алфавитом и теми вопросами, где графика тесно смыкается с орфографией. С тех пор как отождествление звука и буквы, характерное для лингвистической традиции прошлого, было преодолено, «обиженными» оказались именно буквы: графике уделяется меньше внимания, чем фонетике. В связи с тем ,что в последнее время все чаще на олимпиадах встречаются задания, связанные с историей русского алфавита, мы постарались в своем проекте поместить как можно больше информации по этой теме.

№ слайда 67 Материалы нашего проекта адресованы школьникам, интересующимся языкознанием, они
Описание слайда:

Материалы нашего проекта адресованы школьникам, интересующимся языкознанием, они могут быть использованы учителем словесности как на различных этапах олимпиады по русскому языку, так и на школьных уроках, особенно в классах с углубленным изучением русского языка. Задания культурологической направленности расширяют представление учащихся о русском алфавите как выдающемся феномене национальной культуры, о выразительных средствах русской графики. Сведения об истории кириллического алфавита необходимы также для историко-лингвистического комментария ко многим программным произведениям художественной литературы. Материалы нашего проекта адресованы школьникам, интересующимся языкознанием, они могут быть использованы учителем словесности как на различных этапах олимпиады по русскому языку, так и на школьных уроках, особенно в классах с углубленным изучением русского языка. Задания культурологической направленности расширяют представление учащихся о русском алфавите как выдающемся феномене национальной культуры, о выразительных средствах русской графики. Сведения об истории кириллического алфавита необходимы также для историко-лингвистического комментария ко многим программным произведениям художественной литературы.

№ слайда 68
Описание слайда:

№ слайда 69 Игра «Кто быстрее?». Расположите слова в алфавитном порядке. Игра «Кто быстрее?»
Описание слайда:

Игра «Кто быстрее?». Расположите слова в алфавитном порядке. Игра «Кто быстрее?». Расположите слова в алфавитном порядке. Гостиница, гигиена, беззаконие, акробатика, айсберг, батискаф, гидрокостюм, безмолвие, ботинки, вибрация, вкладка, гидра, акростих, альтруист, виадук, гамбургер, видение, аксиома, академик, акселерация.

№ слайда 70 2. Приведите примеры остатков рисуночного письма в современной жизни. 2. Приведи
Описание слайда:

2. Приведите примеры остатков рисуночного письма в современной жизни. 2. Приведите примеры остатков рисуночного письма в современной жизни.

№ слайда 71 3. Игра «Прогулка вдоль алфавита». Необходимо подобрать и написать в столбик 33
Описание слайда:

3. Игра «Прогулка вдоль алфавита». Необходимо подобрать и написать в столбик 33 слова, состоящих из 5 букв (слова могут относиться к любой части речи). Средние буквы (третьи) всех слов должны составить полный русский алфавит. 3. Игра «Прогулка вдоль алфавита». Необходимо подобрать и написать в столбик 33 слова, состоящих из 5 букв (слова могут относиться к любой части речи). Средние буквы (третьи) всех слов должны составить полный русский алфавит.

№ слайда 72
Описание слайда:

№ слайда 73
Описание слайда:

№ слайда 74
Описание слайда:

№ слайда 75 5. Игра «Трехбуквенные слова». Вспомните как можно больше существительных из тре
Описание слайда:

5. Игра «Трехбуквенные слова». Вспомните как можно больше существительных из трех букв, где бы в середине были буквы ы, о, а. 5. Игра «Трехбуквенные слова». Вспомните как можно больше существительных из трех букв, где бы в середине были буквы ы, о, а.

№ слайда 76 6. Игра «Сквозные буквы». Заполните пустые клетки буквами, чтобы по горизонтали
Описание слайда:

6. Игра «Сквозные буквы». Заполните пустые клетки буквами, чтобы по горизонтали можно было прочитать десять существительных женского рода 1-го склонения. 6. Игра «Сквозные буквы». Заполните пустые клетки буквами, чтобы по горизонтали можно было прочитать десять существительных женского рода 1-го склонения.

№ слайда 77 7. Игра «Листая словарь...». Извлекая из словаря слово, педагог предлагает учащи
Описание слайда:

7. Игра «Листая словарь...». Извлекая из словаря слово, педагог предлагает учащимся поразмышлять над тем, что за этим словом скрывается. Слова: алфавит, буква. 7. Игра «Листая словарь...». Извлекая из словаря слово, педагог предлагает учащимся поразмышлять над тем, что за этим словом скрывается. Слова: алфавит, буква.

№ слайда 78 8. Игра «В чем соль?» (определите суть высказывания). В чем соль следующих выска
Описание слайда:

8. Игра «В чем соль?» (определите суть высказывания). В чем соль следующих высказываний? 8. Игра «В чем соль?» (определите суть высказывания). В чем соль следующих высказываний? Часто для того, чтобы жить, надо больше мужества, чем чтобы умереть (В.Альфьери); Жизнь слишком коротка, чтобы позволить себе прожить ее ничтожно (Б.Дизраэли); Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь (Леонардо да Винчи);

№ слайда 79 Есть имена, которые столь же вечны и ярки, как звезды в небе. Когда люди в откры
Описание слайда:

Есть имена, которые столь же вечны и ярки, как звезды в небе. Когда люди в открытом море не знают, в каком месте находятся, то путь на земле находят по звездам в небе (Б.Ауэрбах); Есть имена, которые столь же вечны и ярки, как звезды в небе. Когда люди в открытом море не знают, в каком месте находятся, то путь на земле находят по звездам в небе (Б.Ауэрбах); Великие мысли исходят из сердца (Л.Вовенарг); Бояться надо не смерти, а пустой жизни (Б.Брехт); Человек без характера – все равно что кормилица без молока, солдат без оружия или путешественник без денег (О.Петье).

№ слайда 80 9. Игра «Ассоциация». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите: Кирилл
Описание слайда:

9. Игра «Ассоциация». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите: Кирилл и Мефодий, кириллица, азбука, алфавит? 9. Игра «Ассоциация». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите: Кирилл и Мефодий, кириллица, азбука, алфавит?

№ слайда 81 10. Игра «Кто больше?». Вспомните как можно больше пословиц, фразеологизмов, шут
Описание слайда:

10. Игра «Кто больше?». Вспомните как можно больше пословиц, фразеологизмов, шуток, в состав которых входят названия букв кириллицы. 10. Игра «Кто больше?». Вспомните как можно больше пословиц, фразеологизмов, шуток, в состав которых входят названия букв кириллицы.

№ слайда 82 Аз да буки – и вся наука. Аз грешный. Аз, да всему горазд. От аза до ижицы. Он а
Описание слайда:

Аз да буки – и вся наука. Аз грешный. Аз, да всему горазд. От аза до ижицы. Он аза в глаза не видел. Сидеть на азах. За аз да за буки, так и указку в руки. Сперва аз да буки, а там и науки. Что было муки, докуки, а ни аза, ни буки. Аз да буки не избавят от муки. Прописным азом ноги растопырил. Он не смыслит ни а, ни б, ни аза, ни буки. Аз да буки – и вся наука. Аз грешный. Аз, да всему горазд. От аза до ижицы. Он аза в глаза не видел. Сидеть на азах. За аз да за буки, так и указку в руки. Сперва аз да буки, а там и науки. Что было муки, докуки, а ни аза, ни буки. Аз да буки не избавят от муки. Прописным азом ноги растопырил. Он не смыслит ни а, ни б, ни аза, ни буки.

№ слайда 83 Не суйтесь, буки, наперед азов. Буки аз – буказ, глагол аз – глаз (шутка над скл
Описание слайда:

Не суйтесь, буки, наперед азов. Буки аз – буказ, глагол аз – глаз (шутка над складами). Буки-букашки, глаголь-таракашки (шутят с малыми ребятами). Смотреть глаголем. Аз-алашки, буки-букашки, веди-валяшки, глаголь-голяшки (долгая, скучная, всем известная песня). Ер да еры упали с горы, ерь да ять некому поднять. Иже да како не солгут никако. Не суйтесь, буки, наперед азов. Буки аз – буказ, глагол аз – глаз (шутка над складами). Буки-букашки, глаголь-таракашки (шутят с малыми ребятами). Смотреть глаголем. Аз-алашки, буки-букашки, веди-валяшки, глаголь-голяшки (долгая, скучная, всем известная песня). Ер да еры упали с горы, ерь да ять некому поднять. Иже да како не солгут никако.

№ слайда 84 Не суйся, ижица, наперед аза. Все люди как люди, а мы как мыслете. Кабы не буки-
Описание слайда:

Не суйся, ижица, наперед аза. Все люди как люди, а мы как мыслете. Кабы не буки-еры, да не люди-аз – ла, далеко бы увезла. Метать петли, закидывать крюки, писать мыслете (быть пьяным). Сам оником, ручки фертом. Ротик оником, губки жемочком. Глаголь аз – глаз, покой аз – показ (шутка над складами). Дошли до ижицы. Не суйся, ижица, наперед аза. Все люди как люди, а мы как мыслете. Кабы не буки-еры, да не люди-аз – ла, далеко бы увезла. Метать петли, закидывать крюки, писать мыслете (быть пьяным). Сам оником, ручки фертом. Ротик оником, губки жемочком. Глаголь аз – глаз, покой аз – показ (шутка над складами). Дошли до ижицы.

№ слайда 85 Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет. Фита да ижица – к ленивому плеть ближи
Описание слайда:

Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет. Фита да ижица – к ленивому плеть ближится. Кси, пси с фитою пахнули сытою. Фита, ижица к розге ближится. От фиты подвело животы. Стоять фертом. Подпереться фертом. Там я (Наполеон) барыней пройдуся, фертом в боки подопруся. Рцы слово твердо (будь крепок в слове). Твердо-он – то, да и то подперто. Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет. Фита да ижица – к ленивому плеть ближится. Кси, пси с фитою пахнули сытою. Фита, ижица к розге ближится. От фиты подвело животы. Стоять фертом. Подпереться фертом. Там я (Наполеон) барыней пройдуся, фертом в боки подопруся. Рцы слово твердо (будь крепок в слове). Твердо-он – то, да и то подперто.

№ слайда 86 11. Рефлексия «Если бы я встретился с создателем славянской азбуки, я бы...». 11
Описание слайда:

11. Рефлексия «Если бы я встретился с создателем славянской азбуки, я бы...». 11. Рефлексия «Если бы я встретился с создателем славянской азбуки, я бы...».

№ слайда 87 1. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1976. 1. Григорян Л.Т. Яз
Описание слайда:

1. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1976. 1. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1976. 2. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. М.: Просвещение, 1989. 3. Слава вам, братья, славян просветители: Сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Новосибирск: Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1996. 4. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. Смоленск, 1998. 5. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / Под ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта+, 1998.  

№ слайда 88
Описание слайда:

№ слайда 89
Описание слайда:

№ слайда 90 Семитское письмо содержало 22 знака для согласных; гласные на письме не обознача
Описание слайда:

Семитское письмо содержало 22 знака для согласных; гласные на письме не обозначались (это было связано с устройством семитских языков). Семитское письмо содержало 22 знака для согласных; гласные на письме не обозначались (это было связано с устройством семитских языков).

№ слайда 91 Финикийцы, жившие в древности на восточном побережье Средиземного моря, были изв
Описание слайда:

Финикийцы, жившие в древности на восточном побережье Средиземного моря, были известными мореходами. Они вели активную торговлю с государствами Средиземноморья. В IX веке до н.э. финикийцы познакомили со своим письмом греков. Греки несколько видоизменили начертания финикийских букв и их названия, сохранив порядок. Но греки сделали очень важное изменение: они стали обозначать отдельными буквами не только согласные, но и гласные. Для этого они использовали некоторые финикийские буквы. Финикийцы, жившие в древности на восточном побережье Средиземного моря, были известными мореходами. Они вели активную торговлю с государствами Средиземноморья. В IX веке до н.э. финикийцы познакомили со своим письмом греков. Греки несколько видоизменили начертания финикийских букв и их названия, сохранив порядок. Но греки сделали очень важное изменение: они стали обозначать отдельными буквами не только согласные, но и гласные. Для этого они использовали некоторые финикийские буквы.

№ слайда 92 Финикияне писали справа налево. Вначале греки тоже писали справа налево, подража
Описание слайда:

Финикияне писали справа налево. Вначале греки тоже писали справа налево, подражая семитским народам, затем – способом «бустрофедон» («повороты быка»), при котором строки, подобно быку на пашне, шли попеременно то справа налево, то слева направо. Затем у греков установилось письмо слева направо. Финикияне писали справа налево. Вначале греки тоже писали справа налево, подражая семитским народам, затем – способом «бустрофедон» («повороты быка»), при котором строки, подобно быку на пашне, шли попеременно то справа налево, то слева направо. Затем у греков установилось письмо слева направо.

№ слайда 93 В I тысячелетии до н.э. Южная Италия была колонизована греками. В результате это
Описание слайда:

В I тысячелетии до н.э. Южная Италия была колонизована греками. В результате этого с греческим письмом познакомились разные народы Италии, в том числе этруски. От этрусков греческое письмо в VII веке до н.э. стало известно латинам – италийскому племени, основавшему Рим. В I тысячелетии до н.э. Южная Италия была колонизована греками. В результате этого с греческим письмом познакомились разные народы Италии, в том числе этруски. От этрусков греческое письмо в VII веке до н.э. стало известно латинам – италийскому племени, основавшему Рим. Окончательно сформировался классический латинский алфавит в I веке до н.э. В эту эпоху латинский алфавит (латиница) включал 23 буквы. Некоторые греческие буквы в латиницу не вошли, некоторые изменили свое звуковое значение, некоторые были созданы заново. Изменились и названия букв: A – а, B – бэ, C – це, D – дэ, E – э, F – эф и т.п. В эпоху Римской империи происходило широкое распространение латинского языка и письма. Его влияние усилилось в Средние века в связи с переходом в христианство всех народов Европы. Латинский язык стал богослужебным языком во всех государствах Западной Европы, а латинское письмо – единственно допускаемым письмом для богослужебных книг.

№ слайда 94
Описание слайда:

№ слайда 95
Описание слайда:

№ слайда 96
Описание слайда:

№ слайда 97
Описание слайда:

№ слайда 98
Описание слайда:

№ слайда 99
Описание слайда:

№ слайда 100
Описание слайда:

№ слайда 101
Описание слайда:

№ слайда 102
Описание слайда:

№ слайда 103
Описание слайда:

№ слайда 104
Описание слайда:

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru