МХК Культура этрусков
Считается, что культура этрусков сложилась в области Тоскана, откуда она распространилась и на соседние территории. Могильник Кватро Фонтанилли хорошо демонстрирует отсутствие какого-либо перерыва между культурой вилланова и этрусской. Переход к этрусской культуре произошел, таким образом, примерно в VII в. до н.э, при этом в модели расселения сначала не произошло серьезных изменений, за исключением того, что некоторые поселки стали укрупняться, образуя т.н. виллы, концентрирующиеся вокруг какого-либо центра. В соответствии с современными исследованиями, предполагается, что появление этрусского города было связано с реорганизацией сельских поселений, в экономической жизни которых все большую роль стали играть земледелие и выращивание олив и винограда. Центральные поселения все больше стали напоминать протогорода. Большое значение также приобрела начавшаяся еще в VIII в. до н.э. разработка месторождений тосканских железных руд – единственного источника железа на территории к югу от Альп.
В VII в. до н.э. кремация уступила место ингумации, причем погребения уже были совершены по типично этрусскому обряду в наземных камерных гробницах.
Погребения VII-VI вв. до н.э. устраивались под большими насыпями – в каменных гробницах, состоящих из нескольких помещений, предназначенных для захоронения членов семей. Блера. Гробница делля Казетта.
Этруски. Черветери. Могильник Бандитакья. Томба делля Чинкве.Конец VII в. до н.э. (Steingraber 2000 рис.266)
Этруски. Черветери. Могильник Бандитакья.Томба дели скуди и делле седие. VI в.до н.э.
Вход в гробницу оформлялся в виде коридора. Этруски. Сан Джулиано. Томба Чима.
Умершие сопровождались богатым инвентарем, в который входила повозка, оружие, бронзовые и серебряные сосуды, золотые украшения, импортная и местная гончарная керамика типа "буккеро", различные предметы пластики. Последняя отличалась довольно высоким качеством, была черного цвета, залощена, и покрыта тонким гравированным или штампованным узором, заполненным белой краской. Сосуд стиля "букеро" из погребения Роджолини-Галаси в Черветери.VII в. до н.э.
Бронзовая статуэтка этрусского воина из Умбрии.Италия. V в. до н.э. Ашмолиан музей. Оксфорд
Такие богатые погребения открыты во многих этрусских центрах: в Папулонии, Ветулонии, Тарквинии, Черветери а также в Палистрайне – на территории Лации, где в одном их захоронений была найдена золотая брошь с самой ранней надписью на латинском языке. Этруски. Папулония. План большой гробницы в Карри.(Steingraber 1981, рис.52).
Черветери. Могильник Бандитакья. Общий вид.
Золотая этрусская фибула с самой ранней латинской надписью.(Археологический музей в Болонье).
Многие предметы импортировались в Этрурию из стран Ближнего Востока и Африки через греческую или финикийскую торговые сети. Было очень распространено подражание греческой керамике геометрического стиля. Местное металлургическое производство достигло довольно высокого уровня развития, в нем стали употребляться новые технологические приемы, например, филигрань и зернь. Появилось много богато украшенных бронзовых сосудов, подобных широко распространенным к северу от Альп кувшинам с клювовидным сливом.
В глубинных районах Этрурии были распространены гробницы, устроенные в склонах речных террас.
. Далее на север предпочитали строить наземные погребальные усыпальницы, в Тарквинии – в прибрежной зоне – широко известны богатые могильные склепы с расписанными стенами, на которых изображались сцены охоты, спортивные состязания или фестивали, по которым можно судить о жизнерадостном характере этрусков.
Кюизи. Томба делла Шимия. (Steingraber 2000, p.19)
На примере уже упоминаемого комплекса Вей, можно видеть, что города формировались из скопления маленьких деревень и кладбищ в рамках естественно укрепленных участков возвышенных плато. Однако примерно до VII или VI в. до н.э. в их планировке отсутствовала какая-либо регулярность. Позже – около V в. до н.э. – такие агломерации начали расширяться за счет включения новых земель и обноситься массивными каменными стенами. Внутренняя планировка имела уличный характер. В центре строились общественные и религиозные здания. Вне Этрурии – в долине р. По, занятой этрусками в период между VI и IV вв. до н.э., города имели несколько другой вид, развиваясь по заранее выработанному строгому плану. Схема расположения памятниковв окрестностях г. Вей
Одними из наиболее исследованных северных городов являются порт Спина на Адриатике и колония Марцаботто, контролировавшая торговый путь с севера на юг через Апеннины, связывавший Этрурию с Болоньей и долиной р. По. Марцаботто был основан в VI в до н.э., но формально его становление произошло в следующем столетии. Планировка города была удивительно регулярной. Марцаботто. Общий вид.
Город был расположен на естественно укрепленном возвышенном холме. Часть площади использовалась для производственных целей: обработки металла и изготовления керамики. Керамика Марцаботто. Археологический музей
Был построен и действовал водопровод. Этруски. Марцаботто. Остатки водовода.
В отличие от южной и западной частей Апеннинского полуострова, на севере влияние внешней торговли ощущалось слабее. Даже на Адриатическом побережье импортные предметы были довольно редкими вплоть до IV в. до н.э. Однако и здесь наблюдалась тенденция к образованию локальных центров, вокруг которых группировались более мелкие поселения. Процесс ориентализации пришел на север Италии с запозданием на столетие, через вторые руки из Этрурии. Появились новые мотивы в декоративном искусстве, в виде фризов из изображений животных, человеческих фигур и сцен из повседневной жизни. Эти приемы использовались, главным образом для украшения больших бронзовых сосудов-ведер, которые известны под латинским названием "ситула". Могильник Чартоза. Ситула.Болонья. Археологический музей
Ситула Бенвенути. VI в. до н.э.(по А.Л. Монгайту 1974, с.154)
Экономика этрусков этого времени основывалась на сочетании земледелия и животноводства. Большую роль играло выращивание винограда и оливковых деревьев. Этруски умели делать и ценили хорошее вино. Сцены из повседневной жизни, в том числе, производство вина или его потребление, запечатлелись на некоторых надгробных плитах. Этруски. Могильник Чартоза.Погребальная стела из песчаника.(Болонья. Археологический музей).
В классический период этруски хоронили не только в гробницах, устроенных в скале или склоне реки, но и в ямах, ставя поверх них надгробные плиты или скульптуры. Этруски. Погребальная терракотовая урна.(Steingraber 2000, p.24)
Широко известно искусство этрусских саркофагов, которые украшались скульптурными изображениями умерших. Этруски. Надгробие саркофага. Черветери.
Великлепны образцы художественного бронзолитейного мастерства. Химера. Бронзовая статуя, найденная в Ареццо.IV в. до н.э. Археологический музей во Флоренции.
Шедевром этрусского искусства является Капитолийская волчица, изготовленная в Вейях в VI или V вв. до н.э. Позднее она стала символом Рима.
Еще в VI в. до н.э., между всеми основными участниками Средиземноморской торговли – греками, финикийцами и этрусками, обозначились серьезные противоречия, регион становился слишком тесным для их растущих экономических амбиций. Усиливавшееся напряжение вылилось, как известно в первую Пуническую войну в 264 г. до н.э. Больше всех страдали в этом соперничестве этруски. Греки через свою колонию Массалию усиливали контроль над основным торговым путем на север, в варварскую Галлию, открывающим возможность проникновения к Атлантическому морю. Старые прибрежные города этрусков приходили в упадок, и их торговля переориентировалась на север Апеннин, где возникли новые города, такие как упоминаемый выше Марцаботто. Это открыло этрускам прямой доступ к новым рынкам на севере, за Альпами, и на Адриатическом побережье. Но уже в III в до н.э. этруски были подчинены Риму, передав ему наследие своей великолепной культуры.
Массалия. Макет.