Макошь
Миф был первой попыткой человечества понять и объяснить окружающий мир и свое место в нем. Богиня–Мать - образ присутствующий во всех культурах мира и связан с женским, порождающим всё сущее началом. На ранних стадиях истории человечества вся природа представлялась в виде женского божества, отсюда и вездесущность – она и мать сыра земля, она и богиня неба, воды… Она давала жизнь и она же отнимала: «лёг в мать сыру землю» - значит умер.
В её руках была нить жизни, нить судьбы, Она создавала её, она же её и прерывала. Предметы связанные с прядением (веретено), в сказках прямо влияют на жизнь персонажей. «Спящая красавица» «Бабушка Метелица», «Морозко» «Золотая пряха»
«Образ Великой Матери идет из палеолита, где он выражает идею плодовитости (палеолитические «Венеры»)» Наиболее ранняя из всех известных науке скульптур палеолитической Макоши – это статуэтка из Костёнок Воронежской области (Россия). Она датирована 42-ым тысячелетием до н.э. (а, возможно, возраст стоянки будет удревлён до 48-го тыс. до н.э.!) и относится к древнерусскому комплексу Костёнко-Боршевских стоянок, признанных в мире центром зарождения цивилизации человека
С образом Богини-Матери можно встретиться повсюду: Это Прародительница Мира -Богородица, богиня неба, воды , земли и Матушка-Природа… И русская печь… В сознании крестьян печь была тесно связана с родным домом, семьей, предками. "Печь нам мать родная", – говорили они
Так кто же она Макошь?
Макошь - великая богиня. Она обладает тайной Прави, тайной Коло Сварога. Ее велениям подчиняются и боги, и люди. Она следит за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за старинные обычаи. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет нити судеб. На море-Океане, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь, на том камне светлица, в той светлице красна девица Матерь Божия с двумя сестрицами, они прядут и сучат шелкову кудельку Она нити прядет, в клубок сматывает, не простые нити - волшебные. Из тех нитей сплетается наша жизнь - от завязки- рожденья и до конца, до последней развязки-смерти. «Книга Коляды», 1 в
Макошь- древнейшая восточнославянская богиня Земли, плодоносного слоя почвы. «Мать-Сыра-земля», «мать хорошего урожая». Древнерусское слово «къшь» – означает «жребий», «кошение» – процесс жеребьёвки, «кошится» – метать жребий. «Кошь» – корзина, плетёный возок для снопов, «кошелка», «кошель», «кошуля» – различные плетёные ёмкости для зерна, Хлеба, продуктов Ма (мать) Ма – кошь как мать счастливого жребия, богиня удачи. Макошь была покровительницей ремёсел, рукоделия, прядения. колодцев – от слова «мокнуть» другое имя Мокошь (ритуал «мокрида» - выбрасывание в колодец пряжи – Как обряд жертвоприношения)
Атрибуты Макоши:Рог изобилия – достаток и процветание Сосна - дерево веры и магии. Не елка, а сосна потому, что – ель, дерево темное. В доказательство – Русская пословица: «В березовом лесу веселиться, в сосновом – молиться, а в еловом повеситься»
Алтарь Макоши
В культуре древней Руси огромную роль играли знаки и вещи, которые могли уберечь человека от напастей, продлить ему жизнь, а также привлечь в дом достаток и богатство. Для этого необходимо было лишь «магически защитить» руки и ноги, более всего подверженные ранениям и ушибам, а также защитить энергетические центры и каналы человеческого тела. И то, что позже стало служить украшением, задумывалось вовсе не для красоты, а для сохранения души и жизни человека.
Почему Макошь на полотенцах для весенних обрядов изображалась с воздетыми к небу руками? К кому и зачем Макошь могла обращаться с просьбами?
Если руки у фигурки подняты вверх – она призывает силу, если опущены вниз – силу сохраняет. Так отображалась главная задача женщины: принять силу, сохранить, взрастить и передать. И силу, и семя, и знание, и мудрость, и традицию.И вышивка эта отображала понимание мироустройства нашими предками. Можно сказать, что наряд был моделью вселенной.
Образ Макоши в народном костюме Одетая в свой праздничный многослойный наряд, русская крестьянка представляла собой образ целой вселенной, как ее тогда люди представляли. Выглядела величаво, представительно; выступала торжественно.
Верхняя часть костюма была связана с идеей неба. Взять хотя бы названия головных женских уборов, напоминающие о птицах: сороке, курице, лебеди (по-старому кЬко-ши), («кичет лебедь белая»).
Платок на голову, платок на плечи. Кисти – это дождь. Квадратная форма – земля, политая дождём. Напоминание женщине, что она – земля политая и напитанная, её задача – плодоносить. Причём, речь не только о детях – это гораздо более широкая задача. Это и творчество, и рукоделие. Жемчужные сетки и подвески на кокошниках, доходящие до плеч – это символ небесного дождя.Сетка на лбу – символ Макоши, богини судьбы. На рукавах могли быть вышиты птицы как связь женщины со стихией воздуха.
Кокошник :Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха. Кокошник делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями Форма кокошника спереди напоминает корону, а с боку – утку. К последнему значению нас приводят и многочисленные русские слова того же корня: кока, коко – яйцо, кокач – пирог с кашей и с яйцами, кокош – курица наседка. Кока – так называют и в Твери неполный початок, веретено с початою пряжей, а коклюшкой называют точёную палочку для намотки ниток и плетенья поясков и кружев. В частности, слово «платок» происходит от русского «поле», что является исходной вотчиной Макоши..
Женский головной убор был связан с небом, солнцем и небесными прародительницами-оленихами – так назывались на Руси созвездия Большой и Малой медведицы. Рогатые кички, головные уборы с помпонами, платки, завязанные «рожками» кверху – всё это символы олених. Олениха (Лосиха) - древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. Её рога были символом солнечных лучей. Считалось, что женщина должна светить, сиять, освещать. Женщина в детородном, плодоносящем возрасте носила солнечные символы: звёздочки, цветы розеткой, яргу-свастику
Традиционно Макошь сопровождают две лосихи-роженицы (или два коня, или два цветка, или два дерева жизни). Этот сюжет частый участник русских вышивок. Одну из лосих зовут Лада, другую – Леля. Лада – богородица, богиня месяца мая (по-славянски – ладень), по знаку Зодиака – Телец. Леля – в некотором смысле антипод Лады (девушка против женщины-Лады). Но одновременно она такая же роженица, как и Лада . Следовательно, Большую и Малую Медведиц-Лосих мы можем вполне надёжно идентифицировать со славянскими богинями Ладой и Лелей соответственно.
Следует также отметить, что В. Даль производит слова утка и сутки от одного и того же глагола – (у) или (с) + тыкать. И он же даёт три разных значения термину «сутки»: время, угол, судно. Однако если внимательно рассмотреть эти значения, то можно придти к следующему выводу. Солнце-Ра плывёт на судне (сутке) – ковше – утке по кругу, описывая сначала угол, а потому и все сутки.
Фигурка птицы символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома. Оберегала семейство.
Яйцо- символ вселенной, символ нового рождения жизни. Птица-утка, нырнула на дно океана и достала в клюве землю - так появилась суша, земля. Кувшин наполнен до верху. Жизнь наша - полная чаша. Солнце - дающее жизнь. Помимо нити жизни, ассоциирующей с уткой и ей снесённым яйцом, Макошь также прядёт и нить смерти. Последнее значение также закреплено в словах с корнем кок: кокать, кокнуть что – бить или разбить, хлопнуть, ударить, кокошить кого – ниж. тамб. бить, колотить кулаками, кокшила – драчун, забияка, кокошать кого, кокшить – бить; убивать до смерти, лишать жизни
Лицо избы, как лицо женщины. Крыша дома иногда украшивалась рогами, т.е. на дом как бы надевалась та же рогатая кичка.
Как вы думаете, можем ли мы в современном мире встретиться с образом богини Макоши?
День Макоши - Пятница, в православии образ слился с Параскевой Пятницей, т.е. она покровительница хозяек и жен. Один из дней, в который особо чтят Макошь - это ближайшая к 8 апреля Пятница - Провещание Макоши. А также 27 октября, собственно Параскева Пятница.
В правой от себя лапе орёл держит – палкообразный предмет (современная интерпретация «скипетр»). Самая древняя мифология относит его назначение к образу веретена, на которое наматывается спрядённая Макошью нить жизни и судьбы. Этот предмет находится в правой лапе птицы (в правой руке царя), что правильно с точки зрения процесса прядения (веретено находится в правой руке) и символизирует активный процесс жизнетворчества – прядения судеб народа. «Скипетр» от русск. кипа, копна (копить, копнить…). В левой от себя – круглый предмет, который в издревле на Руси назывался «державное яблоко» (теперь «держава») и символизирует объект, на который распространяется власть держателя (самодержца). Самая древняя мифология относит нас к толкованию этого предмета как образу прядева – клуба шерсти или других волокон, клубка тонких нитей и т.п., предназначенных для прядения.
Таким образом, символ «Двуглавый орёл» – это птичий образ Космического дерева – самого древнего славянского символа, которое, в свою очередь, является растительным образом главной славянской богини – Макоши, то есть Космоса
Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Русская матрешка – символ дружбы и любви!
Ма - великая, женщина, питающее женское начало Слово МАТРёшка, происходит от МАТЕРь "мать, старшая, главная", МАТЕРеть "взрослеть", МАТЁРый "взрослый", что обобщённо можно понимать, как "старшая, древняя прородительница". Матрешка - это куколка Макошь. Ма – Трешка. Вслушайтесь в звучание русских слов – они сами за себя говорят. В матрешке (Трешке) должно быть три куколки. Внутри матери Лады - дочь Леля. Внутри дочери Лели - дочь Ляля. Матрешка есть Женская сущность Троицы. Древнейшая разъемная игрушка - прототип Матрешки, бытовавшей на Древнейшей Руси, - несла более глубокий смысл. Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама Матерь - богиня жизни, продолжения рода. Матрешка-символ материнства
...Триславна будь - это самое старинное почитание, во многих культурах мира... Видимо, от этих корней и Троица, и триединство...
Берегиня Во времена язычества у древних славян богиня Берегиня, символ плодородия и защитница людей, считалась матерью всех духов. Поклонение берегиням стало сочетаться с поклонением Роду и Мокоши - покровителям плодородия. Древние славяне полагали, что Берегиня - это великая богиня, породившая все сущее. Пожалуй, не менее значимо здесь слово «оберег». Ведь великая богиня должна была оберегать созданных ею людей!
Самые сильные обереги — это те, в которых отражается культурное наследие национальных символов, правила и ценностей родного народа. Откуда пришли к нам эти знания? Женщина умелыми руками делала обереги для семьи. Оберегами выступали венчики, вытинанки, писанки, рушники, обрядовый дидух, паучки, цветочно-травяные букеты, хлеб , куколки и т.п.
Обережная ладошка –счастливая утица Оберег приносит в дом радость и счастье, укрепляет родственные связи,дает ощущение мира и гармонии.
Перуну- поклонимся, Дажьбогу – помолимся, Макошь – призовём, Попросим удачи и пятёрок впридачу! Творческое задание:«Макошь - Богиня-Мать в моём творчестве» (оберег, амулет, обережная ладошка, матрешка, куколка, литературное творчество , рисунок и т.д) Если очень захотеть, то каждый может сделать свой оберег, не ограничивая себя в своих фантазиях. У вашего оберега будет свой характер, своя яркая индивидуальность!
Итак, сама Макошь:1.Богиня всей Вселенской Судьбы 2.Великая Мать, богиня плодородия, связана с урожаем3.Богиня магии и волшебства, жена Велеса 4.Защитница и покровительница хозяек, рукоделия, творчества.5. В нижней ипостаси является знаменитой Ягой, в этом случае можно говорить, что она мать ветров, что жизнь и смерть ей подвластны в равной мере. 6. Хозяйка Живой Природы. Прародительница Мира -Богородица, богиня неба, воды , земли и Матушка-Природа, подательница жизни…
Чистоту, красоту мы у старших берём, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому что добро остаётся добром В прошлом, будущем и настоящем. В.С. Высоцкий