ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ (Т. А. Гейер, 1933, Д. Е. Мелехов, 1975, А.П.Коцюбинский и соавт., 2004)
Интегративные характеристики, отражающие функциональное состояние пациента: Интегративные характеристики, отражающие функциональное состояние пациента:
Социальная адаптация: Социальная адаптация:
В современных исследованиях показана эффективность следующих методов и форм психосоциального лечения: В современных исследованиях показана эффективность следующих методов и форм психосоциального лечения:
Виды психосоциальных воздействий для развития ресурсов личности, восстановления навыков, приобретения знаний, умений
Проект «Социальная и правовая защита психически больных позднего возраста» (1998 -1999 гг. ) Проект «Социальная и правовая защита психически больных позднего возраста» (1998 -1999 гг. ) Проект «Социально-психологическая школа для родственников пациентов, страдающих психическими расстройствами» (с 1999 г. ) Проект «Скажем изоляции – нет!» – программа развития навыков гармоничной жизни в семье и обществе у инвалидов вследствие психических заболеваний и их родственников» (2004) Проект «Реабилитационный центр «Ступеньки лестницы» (осуществляется с 2004 г.) Проект «Ресоциализирующее терапевтическое сообщество» (осуществлялся с психиатрической больницей «The Retreat», Великобритания, Йорк - 2004-2005 г.г.) Проект «Я сам строю свою жизнь»: программа социально-психологической реабилитации инвалидов вследствие психических заболеваний (2006) Совместный проект Общественного совета по вопросам психического здоровья, РБОО«Семья и психическое здоровье» на муниципальной территории Орехово-Зуевского района Московской области «Пациент и его семья: от просвещения к социальной интеграции» ( 2007 – 2009 гг.) Проект «От психиатрического просвещения к интеграции в общество». (2007 г.- 2008, Москва) Образовательная программа для профессионалов и пользователей помощи «От правового информирования к психическому здоровью» (2009 г.) Проект «психосоциальная реабилитация в условиях психиатрического стационара «Скажем изоляции – нет!» (2010 - 2012 гг.)
Для пациентов: Для пациентов:
Задачи: Задачи:
На слайде представлено распределение числа потребностей в зависимости от самооценок пациентов и с точки зрения специалиста. На слайде представлено распределение числа потребностей в зависимости от самооценок пациентов и с точки зрения специалиста. Пациенты первой группы (на этапе выписки из психиатрического стационара) выявляли в среднем 6,5 потребностей, а специалисты оценивали их в среднем на уровне 8,7 потребностей. Коэффициент рассогласования между точками зрения 0,61. Оценки пациентов второй группы, активно участвующих в реабилитационных программах в сообществе, были схожи с оценками специалистов. Коэффициент рассогласования в этой группе составлял всего 0,04. Таким образом, у пациентов, активно участвующих в реабилитационных программах, владеющих информацией, являющихся членами общественной организации, отмечалось более высокое восприятие своих потребностей, а их точка зрения на существующие у них потребности, совпадала с точкой зрения специалистов.
Реабилитационная работа с пациентами, направленная на повышение их социальной адаптации, способствует: Реабилитационная работа с пациентами, направленная на повышение их социальной адаптации, способствует: стимуляции активной позиции человека в преодолении психического заболевания и его последствий формированию ответственности за социальное поведение восстановлению нарушенных социальных контактов повышению социальной компетентности формированию партнерских отношений с профессионалами улучшению комплаентности, а также приверженности к лечению сокращению числа госпитализаций В результате проведения реабилитационной работы с родственниками пациентов: увеличивается объем знаний о болезни, лечении, ресурсах сообщества улучшаются взаимоотношения в семье, с пациентом, медицинскими работниками улучшается следование медицинским рекомендациям уменьшается конфликтность в семье расширяется круг общения снижаются психологические тяготы формируются партнерские отношения