Психологические особенности периода взрослости План Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Общение в семье Личностная сфера Познавательная сфера Кризисы середины жизни Основные новообразования взрослости
1.Социальная ситуация развития в период взрослости Д.Бромлей Ранняя взрослость 21-25 Средняя взрослость 25-40 Поздняя взрослость 40-55 Предпенсионный период 55-60
Ранняя взрослость 21-25 Полное включение во все виды социальной активности Освоение профессии Экономическая самостоятельность Возникновение собственной семьи Рождение ребенка
Средняя взрослость 25-40 Годы пик для интеллектуальных достижений Профессиональное мастерство Лидерство и старшинство среди сотрудников Расцвет семейной жизни Накопление материальных средств Помощь детям и престарелым родителям Легкий упадок физических и умственных функций (при мах. нагрузках)
Поздняя взрослость 40-55/60 Годы пик для социальных достижений: статус, власть, авторитет Уход из семьи детей, изменение отношений супругов Уход из жизни родителей Упадок физических, сексуальных и умственных функций Изменение мотивации в связи с подготовкой к пенсии
1. Социальная ситуация развития
2. Ведущая деятельность Стремление к высшим достижениям в разных областях: физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной
Этапы развития профессиональной деятельности Опыт (30-40) Мастерство (40-50) Авторитет Наставничество
3. Особенности общения Сужается круг общения Снижается возможность приобретения новых друзей
Общение в семье (стадии развития отношений) стадия влюбленности некоторое охлаждение привыкание неосознанное раздражение отрицательная установка
Модели семейных отношений Изменяются с возрастом и в кризисы семьи 5-7 лет изменяется образ партнера, понижается его психологический статус, видят недостатки 13-18 лет психологическая усталость друг от друга, взросление детей, тяготение к новизне отношений
Искусство брака - осознание Семья – ценность В браке невозможно удовлетворить все свои желания и потребности Брак – ограничение Жизнь без проблем невозможна
4. Личностная сфера
Генеративность Забота о воспитании нового поколения Продуктивная трудовая деятельность Индивидуальное творчество
Мотивы и потребности в труде в реализация своего творческого потенциала в пополнении своих знаний, культурного уровня в установление связей, заботе (семья, дети) в безопасности и защите в сохранении внешней привлекательности и физической форме в подготовке к спокойной и обеспеченной старости
Эмоциональная сфера Уже не молодой – еще не старый Осознание своей конечности Источники чувств: работа, семья, дети, здоровье Чувства: ответственности уверенности в себе «сделанности жизни» одиночества Способность к эмоциональной поддержке других
Самосознание осознанное, взвешенное, реалистическое отношение к себе самооценка приобретает обобщенный характер самопринятие самоактуализация не любыми способами, а в пределах нравственных норм
5. Познавательная сфера Природа изменений всех познавательных функций разнородна и противоречива: повышение, стабилизация, понижение
6. Кризисы взрослости Существуют, но границы не определены Протекают в иной форме, нежели в детстве Кризис молодости 27-33 (прощание с юностью) Кризис взрослости 39-45 (освобождение от иллюзий) Кризис зрелости 55-65 (встреча со старостью)
Проявления кризисов
Основные новообразования периода взрослости Развитые чувства: ответственности, «сделанности жизни», уверенности в себе, самопринятия Потребности: в заботе о других, в самореализации, самопознании Способности: к активному участию в жизни общества к эффективному использованию своих знаний и умений, к конструктивному решению проблем, к психологической близости с другим человеком, к эмоциональной поддержке других Стремление к власти и организаторские способности Целеустремленность Склонность к философским обобщениям