Методология составляет костяк или хребет в организме любой науки: внешний скелет легко отделить от недифференцированной массы теоретических постулатов, тогда как внутренний является их опорой и определяет каждое движение научной мысли. Л.С.Выготский
Функции методологии науки Она позволяет описывать и оценивать деятельность с точки зрения ее внутренней организации. В ее рамках вырабатываются общие рекомендации и правила - те нормы, которыми следует руководствоваться в конкретном виде деятельности.
Методология науки характеризуется следующими особенностями (задачи): Научное знание не является простой суммой эмпи-рических фактов. Оно всегда предполагает теоре-тическое основание ,т.е. совокупность доказуемых утверждений (постулатов, допущений, законов и т.д.), образующих исходный баланс теории. Следо-вательно, одна из важнейших методологических задач - установить значимые принципы построе-ния научного знания. Наука представляет собой целую (хотя и внутренне дифференцированную) систему знаний о законо-мерностях и существенных связях определенной области действительности. Методология, разраба-тывая общие нормы научной деятельности, поддерживает системность конкретной дисциплины.
Научная дисциплина должна включать в себя не только методы объяснения, но и предсказания определенных явлений в определенных условиях, т. е. иметь как теоретическое, так и практическое значение. Другая задача методологии науки – обеспечить ученых способами проверки теоретических положений и внедрения полученных знаний в социальную практику.
Разделы методологии науки Методология философская (включает об-щее теоретическое обоснование принципов познава-тельной деятельности, пояснение базовых условий и границ научного познания; ее основой выступают различные философские учения). Методология общенаучная (объединяет попытки установления и обоснования универсальных правил средств и форм, применяемых к широкому кругу наук; она включает концепции системного научного знания, разрабатывает общие проблемы научного исследования, построения теоретической и эмпирической деятельности). Методология специальная научная (раз-рабатывает те же проблемы, но в рамках конкретной науки).
Соотношение методологии и науки Наука Методология как методика Методология как метатеория (первичная методология) Наука Наука Методология научного исследования (вторичная методология)
Развитая методология
Пятиуровневая модель методологической деятельности ученого Уровень методики. Уровень методического приема. Уровень метода. Уровень организации исследования. Уровень методологического подхода.
Методологическая работа Не есть исследование в чистом виде. Она включает в себя критику, схематизацию, программирование, конструирование, онтологический анализ и нормирование. Суть методологической работы не столько в познании, сколько в создании методик и проектов. Она не только отражает, но и творит заново. Она соединяет знание об объекте (объектные) со знаниями о деятельности и мышлении (рефлексивные). Она связывает различные знания об объекте со схемами мыследеятельности.
Сфера методологической работы Сферы
Основная функция методологической работы Снабжать человеческую деятельность проектами и предписаниями (рекомендациями), которые проверяются не на истинность, а на реализуемость.
Методологические проблемы психологии Проблема отсутствия единой научной парадигмы (кризис методологических основ, методологический дуализм). Проблема соотношения физиологического и психологического (психофизическая проблема). Проблема соотношения биологического и социального (проблема индивид-личность). Проблема внутреннего и внешнего (объективно наблюдаемого и субъективно познаваемого).
2.Теоретические методологические и естественнонаучные основы психологии
Российская психологическая наука исходит из того, что: Окружающий нас мир материален. Материя первична, а сознание вторично. Материя находится в непрерывном развитии, движении: а) движущие силы развития окружающего мира подчиняются законам: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания отрицания; б) движение определяет собой качественные особенности всех явлений объективной реальности и собственно психики. 4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции.
Психологическая наука исходит из того, что: Психика – свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга. Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности. Сознание – высший этап развития психики. Психика, сознание социально обусловлены.
Взаимосвязь различных видов движения
Закономерности взаимосвязи различных видов движения Каждая высшая форма движения основывается на более простой форме, без которой она не могла бы возникнуть. Каждая высшая форма движения обладает своими качественными особенностями и закономерностями, которые не могут быть выведены из низших форм. Каждая высшая форма представляет собой сложное единство, в котором присутствуют все низшие формы.
Историческое развитие психики и сознания Развитие социального поведения человека. Развитие самосознания человека. Развитие сознания человека. Физиопсихологическое развитие человека в процессе труда. Развитие интеллектуальных действий животных. Развитие перцептивных процессов животных Развитие сенсорных процессов животных.
Психическое отражение – самый сложный и развитый вид отражения На низших его стадиях психика живот-ных достигает совершенных ее форм, носящих название интеллектуального поведения. На высшей его стадии сформировалось сознание и самосознание людей, спе-цифика их проявления в общественной жизни.
Для высшей стадии характерны: отражение как самоконтроль и само-воспитание; отражение как путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения; отражение как путь познания других; отражение как путь познания социальной жизни и социальных отношений.
Естественнонаучные основы психологии Естесвенно-научные основы обеспечивают
Как соотносятся физиологические и психические процессы? Психофизический параллелизм утверждает невозможность причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами. В. Вундт
Психофизический параллелизм Монистический видит в физиологических и психических процессах две стороны одного процесса.
Доводы «за» «против» принципа параллелизма Доводы «за» Отсутствие доказательств того, как физиологический процесс превращается в факт сознания.
Доводы «за» и «против» принципа взаимодействия Доводы «за» Наличие примеров соответствия (психотерапевтические эффекты, травмы головного мозга, фармакологические воздействия или произвольные движения, психосоматические заболевания). Выход Обратиться к другому принципу.
Предполагаемое решение проблемы: Имеется единый материальный процесс, а физи-ологическое и психологическое – две стороны единого процесса. Существует внешний материальный мир и наши представления о нем, которые беднее самого мира. В масштабах науки и голове отдельного ученого происходит онтологизация представлений о мире, т.е. объект объявляется тем, что мы о нем сейчас думаем (Д-мир – действительный мир и М – мир модельный мир). Онтологизация научных представлений (синдром Пигмалиона) – необходимый для науки процесс. Однако в критические моменты развития науки и перед лицом критических проблем рзграничение миров является полезным.
Сторонами какого единого процесса являются эти процессы? Процесс, который нас интересует имеет гораздо больше сторон, чем две. Это лишь две из многих сторон процесса жизнедея-тельности. Мы приходим к такому выводу , избавившись от эффекта Пигмалиона, приняв точку зрения марсиа-нина. Для дальнейших рассуждений следует освободить-ся от отнтологизации указанных сторон процесса.
Как соотносятся физические и психические процессы?
Пример Феномен внимания В физиологии объясняется активирующим влиянием на кору больших полушарий со стороны (неспецифической системы мозга) ретикуляр-ной формации. В коре созда-ется очаг повышенного воз-буждения. Избирательность внимания связана с локаль-ностью неспецифических влияний.
Вывод Таким образом, есть две причины Вы внимательны потому, что у вас в каком-то участке мозга создался очаг возбуждения.
Какие психологические факты объясняет физиология? Вернемся к Сократу Физиология объясняет, почему он здесь си-дит согнувшись, но не может объяснить, почему он сидит вообще. Генеральный путь развития современной психологии состоит в том, чтобы перевести на свой язык некоторые стороны психичес-ких процессов, которые она может объяс-нить.
Почему у психологии больше возможностей для объяснения поведения человека и почему они иные? Психология имеет дело с иными, более крупными, единицами анализа, единицами другого уровня и масштаба. Изучая воду, можно описывать ее молекулярный состав, поверхностное натяжение, волны, шторм. Однако, если нас интересует, почему потонул корабль, мы обращаемся к шторму, хотя все другое имело место. Психология имеет другие возможности, потому, что пользуется понятиями, адекватными для другого уровня описания процесса жизнедеятельности, дру-гого уровня описания единого процесса.
Общий вывод Психофизическую проблему можно решать, если избавиться от двух ложных ходов: - онтологизации стороны процесса, которая выделяется в анализе. Эти две стороны единого сложного процесса жизнедеятель-ности. - Из факта, что мозговой процесс сопровожда-ет все психические процессы, не следует, что с помощью физиологии можно объяснять и описывать все эти явления. С развитием физиологии будут все более дифференцироваться решаемые ею задачи.
Второй период – первая четверть ХХ века (20-30 годы) – открытый кризис Результат: разрушение методологических основ психологии и вывод о необходимости создания единой психологии, т.е. методологии. Это кризис декарто-локковской интроспективной психологии сознания, центрального понятия «сознания», связанный с отрывом сознания от практической деятельности.
Движущие силы кризиса – противоречия между: сенсуализмом и рационализмом; интеллектуализмом и иррационализмом; идеализмом и материализмом; метафизикой и диалектикой; механицизмом и детерминизмом. В итоге человеческое поведение и элементарные психические процессы трактуются механистически, а высшие процессы – идеалистически.
Пути выхода из кризиса Примирить разные подходы и школы или соеди-нить, синтезировать эти подходы (К.Бюлер, К.Н.Корнилов). Уйти от объяснения причин психических явлений, просто понимая (понимающая психология) или описывая их(описательная психология). Создать особую науку об общих принципах психо-логии познания, метатеорию (Л.Бисвангер). Найти новый подход (Л.С.Выготский).
Никакая другая психология, кроме детермини-стской в качестве научной психологии невозможна. Ограниченность прежнего детерминизма состояла в невозможности подняться до уровня трактовки соз-нания как явления общественно-исторического по своей природе. Методология (общая психология) возможна на фундаменте диалектического материа-лизма. Марксистская психология, развивающаяся на этой основе – единственная наука, способная ре-шать эту задачу и указать путь выхода из кризиса. Л.С.Выготский
Общая наука - это наука, получающая материал из ряда частных дисциплин и производящая дальнейшую переработ-ку и обобщение этого материала. Она должна вы-полнять роль методологии по отношению к эмпири-ческим исследованиям, оперируя фундаменталь-ными понятиями (категориями и объяснительными принципами). Она складывается под влиянием философии, но порождается запросами конкретной науки и сос-тавляет ее часть.
Нераздельность двух способов исследования в науке – логического и исторического Связь науки с общей культурной почвой эпохи. Связь науки с общими условиями науч-ного познания. Связь науки с объективными требовани-ями, предъявляемыми к научному позна-нию природой изучаемых явлений.
Закон – отношение, связь, устойчивое и повторяющееся в явлениях.
Принцип – знание о сущности, выраженное в законах и закономерностях в виде регулятивов для практики. Биологический детерминизм. Механистический детерминизм. Психический детерминизм. Микро и макросоциальный детерминизм. Целевой детерминизм. Детерминизм обратной связи. Статистический детерминизм. Системный детерминизм.
Принцип развития означает, что: закономерности всех психических явлений познаются в развитии, в процессе их движения, возникновения и отмирания; изменения происходят закономерно, не носят хаотического характера, даже когда встречаются элементы случайности и вариативности.
Принцип деятельностного подхода означает: наличие объектной и субъектной детерминации деятельности человека наличие реактивной и активной организации процессов деятельности сочетание адаптивной и неадаптивной активности зависимость психического отражения от его места в структуре деятельности необходимость психологического анализа деятельности по единицам , а не по элементам
Принцип системного подхода ориентирует на: изучение психики как дифференцированного целого; выявление многообразия связей и отвечающих им планов, уровней и измерений; создание предельно широкой единой картины психических явлений.
Гносеологический аспект системного подхода Система базовых категорий науки психологии. Субординация и координация базовых принципов психологии. Субординация законов психологии. Система уровней исследования челове-ка как системы.
Онтологический аспект системного подхода Любое психическое явление развертывается одновременно в нескольких планах. Все психические явления могут рассматриваться в самых разных системах измерений. Система психических процессов имеет уровневое вертикальное строение. Человек обладает системой свойств, образующих пирамиду. Психические явления системно детерминированы Они имеют разнообразие источников и движущих сил развития.
6. Категориальная система психологии
Список литературы ПЕТРОВСКИЙ А.В., ЯРОШЕВСКИЙ М.Г. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. – М.:АКАДЕМИЯ,2001. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ КАТЕГОРИЯ КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В ПСИХОЛОГИИ КАТЕГОРИЗАЦИЯ ПЛЕЯДЫ КАТЕГОРИЙ КЛАСТЕРЫ КАТЕГОРИЙ БИОСФЕРА- НООСФЕРА -ПСИХОСФЕРА
КООРДИНАТЫ, В КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ БИОСФЕРА - РАСПРОСТРАНЕННОЕ ПО ПОВЕРХ-НОСТИ ПЛАНЕТЫ ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО ВМЕСТЕ С ПРОДУКТАМИ ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В.И.ВЕРНАДСКИЙ НООСФЕРА – МЫСЛЯЩИЙ ПЛАСТ, РАЗВЕРНУТЫЙ ВНЕ БИОСФЕРЫ, НАД МИРОМ РАСТЕНИЙ И ЖИ-ВОТНЫХ (ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН); ЭТО ТАКОЕ ВЗАИ-МОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕ-ЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ, КОТОРОЕ ОБЕС-ПЕЧИВАЕТ ГАРМОНИЮ КОСМОСА. В.Н.САГАТОВСКИЙ Психосфера – сфера психических явлений.
Плеяды категорий - уровни Плеяда биоцентрических категорий, указывает на явле-ния, которые могут быть изучены объективными методами, «извне», подобно тому, как физики изучают объекты «под-ведомственной» им области знания. Интерпретация скап-ливаемых фактов при этом осуществляется на основе схем родственной причинности. Плеяда протопсихологических категорий — заключает в себе то, что на языке философии означается как ноумены — умопостигаемые сущности. Плеяда — базисные психологические категории — заключает и себе явления, в той или иной мере доступные интроспекции. Это — плеяда феноменов. Метапсихологические категории — это плеяда идеи. Каждая идея — это не просто мысль о чем-либо; это — единство мысли и мыслимого, мысль, заряженная импуль-сом самоосуществления.
Кластеры категорий Кластеры категории психосферы («меридианы», вертикали, столбцы матрицы) Кластер субстанциональности. Объединяет в себе такие категории, как «организм» (нулевом уровень). «индивид», «я», «личность», «человек» (высший уровень). Кластер направленности. Синонимы: «телеология», «устремленность». Род категорий, включающий в себя «нужду» (нулевой уровень). «потребность», «мотив», «ценность», «идеал» (высший уровень). Кластер активности. Этот кластер обобщает в себе такие категории, как «метаболизм» (нулевой уровень), рефлекс, действие, деятельность, свобода (высший уровень).
II. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ Сфера телесно-перцептивных способностей, логико-понятийная сфера образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания, где субъ-ективно-личностные и ценностно-смысловые компоненты психического мира находятся как бы в снятом, латентном состоянии. Эмоциональная и ценностно-смысловая сферы сознания образуют ценностно-эмоциональную (гуманитарную в самом широком смысле) составляющую сознания. В качестве предмета познания в ней выступают собственное «Я», другие «Я», а так же продукты их творческой самореа-лизации в виде гуманитарно-символических образований (художественных и философско-религиозных текстов, про-изведений музыки, живописи, архитектуры).
ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ Ощущение себя познающим субъектом. Мысленное представление и воображение действительности. Способность к коммуникации.
III. СВОЙСТВА CОЗНАНИЯ Осмысленность представляемого, или осознаваемого, т. е. его сло-весно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений. Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий. Наличие в нем интеллектуальных схем. Абстрагирование, т. е. отвлечение от всего второстепенного, и сосре-доточение сознания на самом существенном. Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме.
Методы психологического исследования есть системы операций с психологическими объектами Теоретические методы (мысленный эксперимент, моделирование, метод аналогий, интерпретации) Ученый взаимодействует со знаково-символическим образом объекта, его аналогом.
Классификация Б.Г.Ананьева Уровень методики (проективные. Уровень методического приема (РЭП-тест). Уровень метода (наблюдение, экспери-мент). Уровень организации исследования (эмпирические, теоретические). Уровень методологического подхода (психофизиологические, генетические, психоаналитические и др.).
Классификация С.Л.Рубинштейна Основные Наблюдение (внешнее и внутреннее). Эксперимент (лабораторный, естественный, психолого-педагогический).
Классификация Г.Д. Пирьова Самостоятельные Наблюдение объективное и субъективное (непосредственное и опосредованное). Эксперимент (лабораторный, естественный, психолого-педагогический). Моделирование Психологическая характеристикака.
Требования к научным теориям Верифицируемость. Внутренняя согласованность. Экономность. Эвристическая ценность.