Современные педагогические технологии в решении проблемы повышения качества образования
План лекции: Педагогические технологии в проблемном поле управления качеством образовательного процесса Технологии исследовательского обучения Технологии проектного (проектно-исследовательского) обучения Применение информационных и коммуникационных технологий в образовании
Классификация технологий
Понятие педагогической технологии Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
Критерии технологичности Управляемость предполагает наличие обратной связи, открывающей возможности диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость и гарантированность результата подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Этапы развития педагогической технологии в образовании (1 этап) 40-50 годы 20 века Термин введен Андерсеном, Ф,Уитвортом, М. Майером. Технология понималась как введение техники в обучение.
Этапы развития педагогической технологии в образовании (2 этап) 50-60 годы 20 века Б.Скиннер, С.Гибсон, Т.Сакамото и др.
Этапы развития педагогической технологии в образовании (3 этап) 70 годы 20 века М.Эраут, Р.Станенас.
Этапы развития педагогической технологии в образовании (4 этап) 80 годы 20 века
Этапы развития педагогической технологии в образовании (5 этап) 21 век Тенденция сближения 2 направлений: информационного и дидактического Пример: технология дистанционного обучения
Педагогическая технология
Слагаемые педагогической технологии: Описание педагогической технологии, ее методологическое, теоретическое обоснование; Определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом обучения; Конкретизация цели в системе дидактических (воспитательных задач); Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств); Проектирование желаемого результата; Отбор наиболее значимого материала, его структурирование. Определение ценностных компонентов изучаемого материала; Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операционный, промежуточный контроль). Оценка эффективности (критерии, показатели); Система коррекционных мер; Подготовка преподавателей; Мотивация обучающихся
Слагаемые педагогической технологии: Отбор наиболее значимого материала, его структурирование. Определение ценностных компонентов изучаемого материала; Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операционный, промежуточный контроль). Оценка эффективности (критерии, показатели); Система коррекционных мер; Подготовка преподавателей; Мотивация обучающихся
Отличия технологии и методики
Отличия технологии и методики
Отличия технологии и методики
Отличия технологии и методики
Применение информационных технологий и показатели качества содержания В плане научности содержания выразительны возможности вычислительного эксперимента, который в совокупности с натурным экспериментом позволяет расширить круг объектов изучения, границы условий изучения явлений и др. Наконец, оптимальность содержания образования может быть обеспечена в рамках компьютерного обучения благодаря открываемым им возможностям организации эффективной индивидуальной познавательной деятельности, дифференциации учебного материала, реализации различных последовательностей учебных заданий при сохранении целостности содержания курса.
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях: Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя). Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Технология уровневого обучения УМК обеспечивает два типа дифференциации обучения: 1. Разноуровневость всех предлагаемых заданий, которые подобраны не по принципу «больше - меньше», а по принципу «труднее – легче», 2. Специальные методические разработки, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. Сущность такого подхода заключается в том, что каждый учащийся получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребенок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.