Классификации умственной отсталости Краткий исторический экскурс
Развитие клиническго направления в изучении слабоумия Филипп Пинель (1745-1826)Рассматривал идиотию как психическое заболевание, при котором наблюдается остановка в развитии интеллектуальных и аффективных способностей
Ф. Пинель Идиотия более или менее абсолютное нарушение функций разума или чувства;одна из своеобразных форм безумия (аменция)
Ф. ПинельКлассификация, основанная на степени тяжести интеллектуального дефекта 4 вида идиотии:Состояние, близкое к животному (полная дикость, отсутствие всех чувств);Состояние, при котором имеются некоторые понятия и физические потребности;Глупость – состояние, при котором в какой-то степени имеются разум и речь;Имбецилизм – состояние, при котором у субъекта наблюдается постепенное ухудшение некогда имеющегося разума.
Жан-Этьен-Доминик Эскироль(1772-1840) Идиотия – не болезнь, а состояние, при котором умственные способности не проявляются или не развиваются в течение жизниРазграничил врожденное (аменция - «бедняк, который был вечным бедняком») и приобретенное слабоумие (деменция – «постепенно разоряющийся богач»)Ввел понятие «имбецилизм» как более легкую форму идиотииВвел термин «умственная отсталость» для обозначения одной из градаций слабоумия
эскироль Симптоматическая классификация(ведущий симптом – состояние речи)Имбецилики первой степени, имеющие свободную и легко понимаемую речьИмбецилики второй степени, имеющие легко понимаемую речь и ограниченный запас словИдиоты первой степени, пользующиеся короткими словами и фразамиИдиоты второй степени, пользующиеся только односложными словами и выкрикамиИдиоты третьей степени, не имеющие никакой речи
Развитие психолого-педагогического и социологического направлений в изучении слабоумияВ.Солье (1891) – в основе классификации слабоумия – социальный признак Идиот – экстрасоциальный субъект, совершенно не способный принимать участие в жизни общества, не представляет для общества опасностиИмбецил – антисоциальный субъект, неполно и неправильно мыслящий. Имеет определенный уровень активности, вступая в контакт с обществом, является для него опасным и вредным
Ж.Филипп и П.Бонкур (первая четверть XX века)Основание для классификации психически аномальных детей – социальные и педагогические признаки Идиоты и подлинные слабоумныеНеизлечимые или малоизлечимые, чья жизнь в обществе невозможна без опекиУмственно отсталыеИзлечимые дети, которые могут достигнуть значительного ослабления своей недостаточности и вести самостоятельный образ жизни.Эти дети могут быть выявлены только в процессе школьного обучения.Они имеют умственные способности, но значительно отстают в своем развитии от нормальных сверстников
Легкие формы умственной отсталости(классификация Ж.Филипп, П.Бонкур) Умственно отсталые (неустойчивые или астеники)Умственно отсталые вследствие неврозов, эпилепсии, истерииСубнормальные детиПедагогически отсталые Нуждаются во врачебной и педагогической помощиНуждаются в благоприятных педагогических средствах воздействия
Диалектико-материалистический подход к проблеме умственной отсталости в отечественной дефектологии Научные позиции