Технология естественного обучения
Технология естественного обучения (ТЕО) – способ организации учебной деятельности, который основан на общении как естественном средстве обучения. Общение – процесс взаимодействия субъектов образовательного пространства, в котором идет обмен информацией, опытом, результатом деятельности.
Дидактическое назначение технологии изучение новой темы, закрепление знаний по крупному разделу курса, а также их повторение и обобщение.
Необходимые условия для внедрения ТЕО Для внедрения ТЕО необходима предварительная работа учителя: подготовка необходимого методического материала для организации учебного процесса (тематическое планирование, дидактические карточки трех видов, алгоритм поведения учащихся, листы учета деятельности учащихся), средств обучения, продумывание расположения ученических рабочих мест
Примеры использования технологии естественного обучения
Пример № 1 Урок обобщения знаний при подготовке к ГИА по теме: «Уравнения и системы уравнений» (6 уроков).
Этапы работы над темой 1.Информационный ввод учащихся в тему в виде обобщающей лекции по теме «Уравнения и системы уравнений». (Можно это сделать в виде комментирования опорного конспекта-кластера, схемы. Эту функцию также может выполнить компьютер, например: использование ЭОР) (2 ч.). 2.Работа по предложенным дидактическим карточкам трёх видов. При этом создаются условия для парного, естественного и опосредованного общения. 3.Выполнение практической работы. 4.Выход на индивидуальный итоговый контроль. 5.Индивидуальное осмысление (рефлексия) результатов, проектирование дальнейшей образовательной траектории.
Пример, карточки № 1 из дидактического материала для обобщающего урока по теме: «Уравнения и системы уравнений». К 1-А 1. Проверьте, насколько верно вы усвоили следующие понятия: Уравнение с одной переменной; Корень уравнения; Что значит решить уравнение; Равносильные уравнения; Преобразования уравнений; Линейное уравнение; Решение уравнений вида ах=b в зависимости от значений а и b. 2. Проверьте, знаете ли вы алгоритм решения линейных уравнений. 3. Решите уравнения: а) 4х=5; б) 4х+5=3; в) 2-3(х+2)=5-2х; Если вы всё усвоили, то выходите на контроль к учителю.
Пример, карточки № 2 из дидактического материала для обобщающего урока по теме: «Уравнения и системы уравнений». К 1-Б 1. Проверьте, насколько верно вы усвоили следующие понятия: Квадратное уравнение; Приведённое уравнение; Неполные квадратные уравнения; Теорема Виета; Теорема, обратная теореме Виета. 2. Проверьте, знаете ли вы алгоритм решения: - полного квадратного уравнения; - приведённого квадратного уравнения; - неполных квадратных уравнений; 3. Расскажите решение уравнений: а)2х²+3х-5=0 ; б)10х²+5х=0; в)х²-7х+12=0 ; г) (10х-3)(3х+2)=0; Если вы всё усвоили, то выходите на контроль к учителю.
Пример, карточки № 3 из дидактического материала для обобщающего урока по теме: «Уравнения и системы уравнений». К 1- В 1. Проверьте, насколько верно вы усвоили следующие понятия: Общий вид системы линейных уравнений; Решение системы уравнений; Способы решения систем уравнений. 2. Проверьте, знаете ли вы алгоритмы решения систем уравнений: - способ подстановки; - способ сложения; - графический способ. 3. Расскажите решение систем уравнений: а) Способом подстановки: б) Способом сложения: в) Графическим способом: Если вы всё усвоили, то выходите на контроль к учителю.
Пример № 2 Технологию естественного обучения можно применить и на уроке изучения нового материала, его закрепления и контроля. Тема: «Определение числовой функции. Область определения, область значений функции»
Алгоритмы действий учащихся
Урок 1 1. Изучи параграф по данной теме и найди ответы на следующие вопросы: 1. Что такое функция? 2. Как обозначают функцию? 3. Что такое аргумент? 4. Какой смысл имеет математический термин «функция» в реальной жизни? 5. Что называют областью определения функции и как её обозначают? 6. Что называют областью значений функции и как её обозначают? 7. Что называют графиком функции? 2. Сверь свои ответы с ответами товарища. Если возникли вопросы, обратись за помощью к учителю. 3. Запиши ответы в тетрадь. 4. Выучи ответы на вопросы. 5. Выйди на контроль к учителю. Учитель в бланк учёта ставит «зачёт»/ «незачёт».
Урок 2 1. Работа в парах: друг другу ответьте на вопросы 1-7 из урока 1. Оцените работу по предложенным критериям. Оценку внесите в бланк контроля. Критерии: 7 верных ответов – оценка «5» 5-6 верных ответов – оценка «4» 4 верных ответа – оценка «3» Менее 4 верных ответов – оценка «2». На следующем уроке на контроль к учителю. 2. Рассмотри самостоятельно по учебнику пример 1 и оформи его решение в тетради по образцу, предложенному учителем. 3. Если возникли вопросы, то задай их учителю. 4. Пользуясь образцом, решить задания из задачника: № 8.4(а; б), № 8.7(а), № 8.8(а), № 8.9(а), № 8.11(а), № 8.13(а), 8.14(б), № 8.16(а). 5. Сверь ответы: карточка № 1. 6. Заполни таблицу на карточке и сдай её учиттелю Ф.И. учащегося __________________________________ Знал Узнал Умею Возникли вопросы Хочу узнать
Урок 3 1.Работа в группе по 4 человека. Задайте друг другу вопросы 1-7 из урока 1. Рассмотрите пример 2 учебника и обсудите его. Если возникли вопросы, попытайтесь разрешить их в группе. При необходимости задайте вопросы учителю. Оформите решение примера в тетради. Сравните ваши записи с записями, предложенными учителем. При необходимости задайте вопросы учителю и проведите коррекцию своих записей. 2.Реши задания из задачника: № 8.22, № 8.23. 3.Сверь ответы: карточка № 2. 4.Заполни таблицу на карточке и сдай её учителю Ф.И. учащегося __________________________________ Знал Узнал Умею Возникли вопросы Хочу узнать 5. Сдай тетрадь на проверку учителю.
Урок 4 Урок консультация Цель: закрепление и коррекция знаний. 1.Устная работа.
2. Задай вопросы. 3. Реши предложенные задания. Если появились вопросы, то задай их учителю. 1. Найдите область определения функции: а) ; б) ; в) ; г) 2. Дана функция y=f(x), где а) Вычислите: f(-3); f(-1); f(0);f(4). б) Постройте график функции. в) Найдите D(f) и E(f). 4. Самопроверка по образцу. 5. Заполни таблицу на карточке и сдай её учителю. Ф.И. учащегося __________________________________ Умею Возникли вопросы Готов к контролю Да/Нет * Учащиеся, которые отметили, что не готовы к контролю знаний приглашаются на дополнительное занятие
Урок 5 Самостоятельная работа Цель: контроль знаний. К – 4 1 вариант 1. Найдите область определения функции: а) ; б) у= ; в) у= ; г) у= 2. Дана функция y=f(x), где а) Вычислите: f(-2); f(1); f(0); f(3). б) Постройте график функции. в) Найдите D(f) и E(f). К – 4 2 вариант 1. Найдите область определения функции: а) ; б) у= ; в) у= ; г) у= 2. Дана функция y=f(x), где а) Вычислите: f(-4); f(-1); f(0); f(4). б) Постройте график функции. в) Найдите D(f) и E(f).
Данная технология позволяет организовать многократную проработку изучаемого материала, продвижение вперёд в соответствии со способностями и возможностями каждого учащегося.
Применение новых педагогических технологий при реализации деятельностного подхода позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по математике и способности их применения на практике. Опыт показывает, что это способствует: осознанию обучающимися роли математики в современном мире, применению математических знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий.
Перечисленные приёмы работы на уроке позволяют создавать условия для формирования УУД. Познавательные: - находить (в учебниках и других источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; - владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию; - анализировать ( в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; - классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; - сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в т.ч. используя ИКТ); - устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач; - представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ.
Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; - планировать деятельность - работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки. Коммуникативные УУД: - излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; - корректировать своё мнение; - создавать устные и письменные тексты для решения задач общения – с помощью и самостоятельно; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения; - организовывать работу в паре, группе. Личностные УУД: - аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие ценности; - осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и своё поведение.
Спасибо за внимание