Старинная русская система мер. Выполнили: ученики 6 «В» класса МБОУ СОШ №210 г. Новосибирска Новосельский Олег Речкина Мария. Руководитель: учитель математики Новосельская О.А.
План 1.Вступление.2.Основная частьа) Как измеряли в древности.б) Старинные русские меры.в) Метрическая система мер.3.Исследовательский блок.4. Заключение.
Один средневековый философ Марсилио Сичино сказал: «Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром!» Конечно, измерить самого себя и стать настоящим Геометром, настоящим Садовником, настоящим Поэтом и вообще Настоящим очень трудно. Но если говорить о чем-то более простом, то с уверенностью можно сказать, что каждому человеку, научившемуся считать и писать, неоднократно приходилось что-то измерять: высоту дерева, собственный вес, длину прыжка, время бега и многое другое.
Приступая к данной работе, мы поставили перед собой следующие задачи:Изучить различные меры длины.Установить связь между различными единицами длины. Измерить рост учащихся своего класса в сантиметрах.Найти средний рост учащихся нашего класса в различных единицах длины.
2.1. Как измеряли в древности. Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами. У разных людей величина шага различна, поэтому брали некоторую среднюю величину.Для измерения больших расстояний служила миля – путь в 1000 двойных (и правой, и левой ногой) шагов. А ещё большие расстояния измеряли переходами или днями передвижения.
Как измеряли в древности. Однако шаги, мили, переходы – всё это было хорошо для измерения расстояний на земле. Ни рост человека, ни рулон ткани шагами не измеришь.Одной из самых распространённых единиц длины был локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца. Эти расстояния были различны.
Меры длины. В Англии король Генрих I однажды много-много лет назад вытянул вперед правую руку и заявил: «Расстояние от кончика моего носа до большого пальца руки будет служить для всего моего народа мерой длины и называться Ярд. Его подданные тут же приготовили бронзовый прут «от королевского носа до пальца», и ярд надолго стал для всех англичан единицей измерения длины. Длина ярда 91,44 см.
В средние века в Европе придумали еще одну единицу измерения длины - Фут. Фут - это средняя длина ступни взрослого мужчины. По-английски это означает «ступня», «нога». Один фут равен 30,48 см.В Вавилоне, как и в других странах, меры были согласованы друг с другом. Начиналось всё с единиц для измерения длин. Основной из них был локоть. Локтями мерили ткани, но для измерения земельных участков применяли единицы длины в 12 локтей (примерно 6 м)Дороги измеряли даннами – 3600 локтей (примерно 1,8 км).
2.2. Старинные русские меры Русский народ создал свою собственную систему мер.Древнейшими русскими мерами длины являются локоть и сажень. Точной первоначальной длины той и другой меры мы не знаем; некий англичанин, путешествующий по России в 1554 году, свидетельствует, что русский локоть равнялся половине английского ярда.
Меры длины. ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки"). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется.
Меры длины. Согласно «Торговой книге», составленной для русских купцов на рубеже XVI и XVII веков, три локтя были равны двум аршинам. Название «аршин» происходит от персидского слова «арш», что значит локоть. Первое упоминание сажени встречается в летописи XI века, составленной киевским монахом Нестором.В более поздние времена установилась мера расстояний верста, приравненная к 500 саженям. В древних памятниках верста называется поприщем и приравнивается к 750 саженям.
Измерение длины ВЕРСТА - старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. САЖЕНЬ-значение сажени 151,4 см. "Маховая сажень" - 1,76м, расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. "Косая сажень " - 2,48м , самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки
Измерение длины Для измерения меньших расстояний употреблялась ладонь – ширина кисти руки, и пядь – расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами (17,8 см). Ещё меньшей единицей длины является дюйм – ширина большого пальца.
В XV и XVI веках происходит объединение русских земель вокруг Москвы. Мера аршин, возникшая при торговле с восточными народами, входит в употребление.В XVII веке меры уточнялись. Русская система мер длины стала иметь вид: Миля = 7 верстам = 7,47 км; Верста = 500 саженям = 1,07 км; Сажень = 3 аршинам = 7 футам = 2,13 м; Аршин = 16 вершкам = 28 дюймам = 71,12 см; Фут = 12 дюймам = 30,48 см; Дюйм = 10 линиям = 2,54 см;Линия = 10 точкам = 2,54 мм.
Меры длины в пословицах. Старинные русские названия мер длины встречаются в пословицах и образных выражениях: ни пяди земли; мерить на свой аршин; косая сажень в плечах; ты от дела ни на пяденьку, а оно от тебя на саженьку.
2.3. Метрическая система мер. Потребности практики заставили начать поиски единой системы мер. При этом было ясно, что надо отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела. И шаг у людей бывает разный, и длина ступни у них неодинакова, и пальцы у них разной ширины. Поэтому надо было искать новые единицы измерения в окружающей природе. Метрическая система мер была введена впервые во Франции в 1795 году.
Метрическая система мер. К 1875 году метрическую конвенцию подписали уже 17 государств, включая Россию, где применение новой системы было разрешено, но не стало законом. В России учёные с начала X1X века поняли значение метрической системы и пытались её широко внедрить в практику. Окончательное решение вопрос о метрической системе в России получил уже после Великой Октябрьской социалистической революции.
Метрическая система мер. К 1972 году метрическую конвенцию подписало уже 41 государство. Творцы этой универсальной системы мер написали на талоне метра: «На все времена всем народам!».
3. Исследовательский блок. В данной работе мы решили измерить рост учащихся нашего класса на данный момент времени.Выразить его в сантиметрах, саженях, аршинах, футах, ярдах.Найти средний рост учащихся в классе в различных единицах длины.
У нас получилось:
4. Заключение. В данной работе мы изучили вопрос об измерениях в древности, старых русских мерах и метрической системе мер.Узнали рост учащихся нашего класса на данный момент времени.Выразили его в сантиметрах, саженях, аршинах, футах, ярдах.Нашли средний рост учащихся класса в различных единицах длины.
Заключение. В результате мы пришли к следующим выводам:для измерения длин можно использовать различные единицы измерения длины;установлена связь между различными единицами длины;каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно становится понятной для любого человека.
Спасибоза внимание!