«Проектная деятельность учащихся на уроках математики, как средство формирования ключевых компетенций». « Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать». Л.Н.Толстой. Учитель математики МБОУ СОШ №3 г. Донецка Вербицкая Наталия Васильевна
Концепция модернизации Концепция модернизации российского образования определила новую стратегию образования, ориентированную на развитие личности и формирование ключевых компетенций. Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, а также практически решать возникающее перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Меняющийся мир предъявляет новые требования к выпускнику общеобразовательной школы.
Формирование компетенций Возникает проблема: что должен делать учитель для формирования у школьника компетенций в конкретном предметном поле? Какие методы, приёмы, технологии необходимо использовать для того чтобы: научить школьников приобретать самостоятельно недостающие знания из разных источников; научить пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобрести коммуникативные умения, работая в различных группах; развить исследовательские умения.
Статистика Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти: – 10% от того, что они читают; – 26% от того, что они слышат; – 30% от того, что они видят; – 50% от того, что они видят и слышат; – 70% от того, что они обсуждают с другими; – 80% от того, что основано на личном опыте; – 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; – 95% от того, чему они обучаются сами.
Метод проектов Метод проектов является одной из тех технологией, которая способна решить задачи «новой школы». Проектная деятельность- это важнейшая компетенция, на которую нацелено проектное обучение. В основе проектного обучения лежит «метод проектов». В основу «метода проектов» положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.(Краткая справка из истории метода)
Классификация проектов Проект может быть групповым и персональным. По доминирующей деятельности учащихся: исследовательские; творческие; ролевые (игровые); ознакомительно-ориентировочные (информационные); практико-ориентированные (прикладные). По комплексности проекты могут быть монопроектами ( в рамках одного предмета, одной области знаний) и межпредметными( в разных областях) . По характеру контактов проекты бывают: внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. По продолжительности различают: минипроекты ( укладываются в один урок или даже его часть); краткосрочные (на 4-6 уроков); недельные; долгосрочные проекты( как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время).
Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется. Проект – это «пять П». Наличие проблемы Планирование действий Поиск информации Результат работы – продукт. Презентация результатов
Модель организации проектной деятельности: Этапы деятельности Действия учащихся УУД Постановка проблемы, которая требует решения Постановка проблем Выдвижение гипотезы Обсуждение путей решения проблемы Планирование Личностные регулятивные Выполнение работы Сбор информации Структурирование Изготовление , оформление продукта Познавательные общеучебные Познавательные продукталогические Презентация проекта Выбор формы презентации Подготовка презентации Презентация проекта Самооценка и самоанализ Коммуникативные
Проекты в учебной деятельности Класс Вид проектов Примеры проектов Роль педагога 5 Введение элементов: Постановка проблемы Выдвижение гипотезы «Решение уравнений» «Задачи на проценты в жизни человека» «Действия с десятичными дробями» Руководитель 6 Мини-проекты «Делимость чисел» «Нахождение дроби от числа» Консультант 7-9 Групповые проекты, индивидуальные проекты «Методы решения систем уравнения с двумя неизвестными» «Тела вращения» Координатор
Проекты во внеурочной деятельности В рамках внеурочной деятельности проектная деятельность направлена на обогащение содержания образования и возможность реализации способностей, потребностей и интересов обучающихся с различным уровнем развития. Вид деятельности Классы Виды проектов Примеры Курс: «Занимательная математика» 5-6 Мини-проекты проекты Групповые проекты «Числа великаны» «Из истории арифметических действий» «Старинные задачи» Подготовка к олимпиадам: «Кенгуру», «Олимпус», «Математика и я» и т.д. 5-6 Мини-проекты Групповые проекты Долгосрочные проекты «Математические ребусы» «Нестандартные задачи и их решение»
Проектный метод в математике формирует следующие компетенции: Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм); проблематизация; целеполагание и формулирование задачи; поиск гипотезы; выбор способа или метода; самоанализ и рефлексия. Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе; выбор способов и форм наглядной презентации; изготовление предметов наглядности; подготовка письменного отчёта( продукта) о проделанной работе. Коммуникативные: слушать и понимать других; выражать себя; находить компромисс; взаимодействовать внутри группы.
Результативность Мотивация
Результативность Качество обученности 2015-2016 уч. год: Удовлетворенность родителей преподаванием математики
Рефлексия! Таким образом, при использовании метода проектов в преподавании математики: повышается творческая активность учащихся на уроке; развивается их логическое и критическое мышление; расширяется кругозор школьников; в ходе анкетирования учащиеся на первое место ставят уроки с применением проектной методики.
Выводы! Метод проектов ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален! Метод проектов формирует большое количество УУД, и поэтому – эффективен! Метод проектов трансформирует опыт деятельности школьников, и поэтому – незаменим! Скажи мне — и я забуду, Покажи мне — и я запомню, Дай мне сделать — и я пойму. Конфуций