Инновационная деятельность в работе методического объединения учителей математикиРабота по формированию компетентностной среды как фактора развития основных компетенций учащихся
В процессе работы над методической темой школы «Формирование творческого потенциала личности в условиях развивающей направленности обучения» МО учителей математики определяет основные цели работы: Определение содержания педагогических (психолого-педагогических, социально-педагогических, личностных) компетенций учителей математики;непрерывное повышение уровня педагогического мастерства учителей- предметников;совершенствование форм и методов работы по повышению качества знаний учащихся;создание учебной среды, способствующей формированию и развитию творческих способностей учащихся
Основные задачи работы МО : Совершенствование методики преподавания математики в лицейских классах, способствующих развитию личностных компетенций учащихся; Обеспечение высокого методического уровня всех видов учебной и внеурочной деятельности по предмету;Повышение профессиональной квалификации учителей МО;Обобщение и распространение педагогического опыта творчески работающих учителей; внедрение новых педагогических технологий в преподавании предметов математического цикла с целью обеспечения высокого уровня качества знаний учащихся;Организация проектной деятельности учащихся лицейских классов;Обеспечение активного участия школьников в мероприятиях, проводимых совместно с МГТУ им. Баумана;Разработка и апробация новых методов работы со слабоуспевающими учащимися и учащимися из «зоны риска», а так же форм и методов работы по предотвращению неуспеваемости учащихся; Внедрение программной среды « Школьный мониторинг» и разработка методики работы с ней.
Изменения в содержании образованияс целью развития ключевых компетенций учащихся Углубленное изучение математики2. Использование элективных курсов с учетом профильного обучения и индивидуализации обучения 3. Апробация и внедрение нетрадиционных форм учебной работы, способствующих расширению содержания образования
Углубленное изучение математики 8-9 класс Учитель Фролова Татьяна НиколаевнаУглубленное изучение отдельных тем курса математики 8 класса (по учебному комплекту Г.В.Дорофеева)Изучение дополнительных глав учебного курса, способствующих расширению кругозора учащихся , развитию их критического мышления, выработке навыков самостоятельной исследовательской и творческой работы
Углубленное изучение математики 10-11 класс Учитель Афанасьева Светлана ВикторовнаИзучение курса «Алгебра и математический анализ» ( по учебнику Виленкина Н.Я. и др.) по программе Министерства образования РФ для классов с углубленным изучением математикиУчастие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» и научно-практической конференции «Открытие»
Углубленное изучение математики 10-11 класс Учитель Степанова Татьяна АндреевнаИзучение курса «Геометрия» ( по учебнику Атанасяна Л.С. и др.)Участие учащихся в фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио» , междисциплинарной конференции «Созвездие» и научно-практической конференции «Открытие»Изучение дополнительных глав учебного курса, способствующих расширению пространственного воображения учащихся , развитию их практических навыков и критического мышления, выработке навыков самостоятельной исследовательской и творческой работы
Элективный курс «Наглядная геометрия» для учащихся 5-6 классов Руководители курса Степанова Т.А., Зеленцова А.П.
Апробация и внедрение нетрадиционных форм учебной работы, способствующих расширению содержания образования С целью развивающей направленности обучения:Использование новых дидактических материалов к учебному комплекту Дорофеева Г.В. ( учитель Зеленцова А.П.)Создание и использование раздаточных таблиц, опорных схем и рабочих листов к урокам математики ( учитель Степанова Т.А.)Использование компьютерной поддержки при подготовке к малому ЕГЭ по математике ( учитель Фролова Т.Н.)Создание и использование конспектов на печатной основе (учитель Афанасьева С.В.) С целью развития навыков рефлексии:Создание учениками вариантов практических заданий на основе анализа ошибок проверочных работОппонирование и комментирование учащимися выступлений одноклассников на уроках математикиС целью подготовки к новым формам итоговой аттестации:Тестовые формы тематического контроляУчастие в тестировании (тест готовности к продолжению образования) «Кенгуру – выпускникам» учащихся 9 и 11 классов
Внедрение современных технологий обучения с целью развития ключевых компетенций учащихся 1. Использование технологии критического мышления на уроках математики.2. Дифференцированный подход к обучению с использованием групповой, парной, индивидуальной и других форм работы.3. Использование исследовательских и проектных методов, организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Использование технологии критического мышления на уроках математики -умение самостоятельно добывать информацию из разных источников;-умение анализировать и интегрировать полученную информацию;-умение четко определять проблему;-поиск альтернативных способов решения математических задач;-использование индуктивных и дедуктивных способов мышления; -умение четко выражать и отстаивать свое мнение.
Дифференцированный подход к обучению с использованием групповой, парной, индивидуальной и других форм работы- суметь увидеть каждого ученика, его стремления и возможности; - определять индивидуальные перспективы развития учащихся и всего класса в целом;- предлагать различные формы работы учащихся на уроках математики и в ходе подготовки к ним для нахождения наиболее оптимальных способов продвижения каждого по пути образования
Использование исследовательских и проектных методов, организация самостоятельной познавательной деятельности учащихсяНе мыслям надобно учить, а учить мыслить. Э. Кант
Список работ, представленных на фестивальисследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», организованном издательским домом «Первое сентября», В 2006/2007 учебном году :(в скрытых слайдах представлены аннотации работ учащихся, а сами работы опубликованы на сайте www.1september.portfolio.ru) Сечения многогранниковНачала теории вероятностейУравнения, содержащие неизвестную под знаком модуля Занимательные страницы геометрииФизические задачи, приводимые к дифференциальным уравнениямПризнаки равенства треугольниковЦепные дроби
«Сечения многогранников» Авторы работы учащиеся 11 «А» класса школы №420Демкин Саша, Мелихова Марина, Новик Валя Руководитель проекта учитель математики школы №420Степанова Т.А. Работа демонстрирует общие понятия о сечениях многогранников, в ней подробно рассматриваются методы построения сечений, используемые в средней школе: метод следов, метод внутреннего проектирования и комбинированный метод. Целью работы является достижение наглядности при построении сечений многогранников, а также развитие пространственных представлений у учащихся средних школ.
«Начала теории вероятностей» Авторы работы учащиеся 10 «А» класса школы №420Фаткина Яна, Фаткина Диана, Лавренова Юлия Руководитель проекта учитель математики школы №420Афанасьева С.В. Данная работа состоит из трех частей, выполненных в форме презентации. В первой части рассматриваются некоторые факты, связанные с историей развития «Теории вероятностей». Вторая часть знакомит с основными понятиями этой науки, здесь же рассматриваются примеры решения задач. В третьей части предложены пять занимательных задач с решением.
«Уравнения, содержащие неизвестную под знаком модуля» Авторы работы учащиеся 10 «А» класса школы №420Тремаскина Наталья, Тремаскин Виталий Руководитель проекта учитель математики школы №420Афанасьева С.В.Различные способы решения уравнений, содержащих неизвестную под знаком модуля, на примере уравнений │x - 1│- 2 │x + 2│= 0 и │4 |x |+ 5│= 6|x | «SMS- решение» задачи на нахождение наибольшего или наименьшего значения, на примере функции у=10│x - 1│+9│x - 2│+8│x - 3│+7│x - 4│+6│x - 5│++ 5│x - 6│ +4│x - 7│+3│x - 8│+2│x - 9│+│x - 10│Подборка задач с графическими иллюстрациями для самостоятельного решения
«Занимательные страницы геометрии» Автор работы ученик 10 «А» класса школы №420Смирнов Григорий Руководитель проекта учитель математики школы №420Афанасьева С.В. В проекте показан один из методов использования мультимедийной среды "Живая геометрия" на уроке и во внеурочной деятельности. "Живая геометрия" открывает мир удивительных возможностей. Мы предлагаем познакомиться с этой замечательной программой, ее инструментами, приемами и способами построения различных фигур, с теми возможностями, которые программа в себе содержит. В проекте также представлен установочный архив самой программы.
«Физические задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям» Авторы работы учащиеся 11 «А» класса школы №420Галкин Николай, Киселев Дмитрий Руководитель проекта учитель математики школы №420Афанасьева С.В. В данной работе рассматриваются решения физических задач из разных разделов физики. Основное внимание в решении предложенных задач уделяется составлению дифференциальных уравнений. В то же время в скрытых слайдах рассмотрены решения полученных уравнений и найдены константы интегрирования (в зависимости от начальных условий). Далее в работе сформулированы многовариантные задачи , к каждой из которых предложены расчетные таблицы, выполненные в excel. Таблицы позволяют учителю сформулировать необходимое количество задач, одинаковых по фабуле, и отличающихся только начальными параметрами.
«Признаки равенства треугольников» Автор работы ученица 7 класса школы №192Афанасьева Анастасия Руководитель проекта учитель математики школы №420Фролова Т.Н. В данной работе формулируются и доказываются шесть утверждений, которые можно рассматривать как новые признаки равенства треугольников, а так же приводятся контрпримеры к еще трем утверждениям, обосновывая невозможность существования признаков по предложенным элементам треугольников. В качестве справочного материала формулируются известные семиклассникам факты, на которые есть ссылки в работе, а так же дается пара рекомендаций для решения сложных задач данной темы.
«Цепные дроби» Автор работы ученик 10 класса школы №1557Афанасьев Сергей Руководитель проекта учитель математики школы №420Степанова Т.А. В данной работе рассматриваются свойства и графики функций видов y=1:(1+1:(1+1:(1+...)))) и y=1:(1-1:(1-1:(1-...)))) . и исследуется связь данных функций с последовательностью чисел Фибоначчи.
Активное использование разнообразных форм внеурочной деятельностис целью повышения мотивации обучения ( в скрытых слайдах представлены аннотации мероприятий, фотоотчеты опубликованы на сайте www.edusite 420.ru) Поле чудес ( 5 класс)Математическая игротека ( 10 «а» и 6-е классы)Математический бой (10 «а» с ГОУ СОШ №870)Математическая регата (10 «а» с ГОУ СОШ №870 и № 575)Математические этюды (11 «а» и 6-9 классы)Угадай мелодию ( 10 «б» класс)«Кенгуру круглый год» (5-6 классы)
Поле чудес Три тройки участников в каждом классе , используя буквы- подсказки, отгадывали математические термины. Зрители активно поддерживали своих игроков, но не забывали и про задания для болельщиков.
Математическая игротека Математическую игру для шестиклассниковподготовили лицеисты 10 «А» класса. Много интересных заданий ждали малышей на станциях: Быстрый счетРебусы и кроссвордыЗанимательные вопросыНастольные логические игры
Математический бой Правила ведения боя – особая традиция в мире математических соревнований.В ноябре 2006 года состоялась первая встреча лицеистов 10 «а» нашей школы с командой ГОУ СОШ № 870 ЮАО г. Москвы.
Математическая регата Регата - математическое соревнование, ставшее в настоящее время уже классическим.В каждом раунде командам – участникам предлагается решить по три задачи за определенное время. Затем во время разбора задач, проводится проверка решений и объявляются результаты. В этом году команды 10 «а» класса кроме городского тура приняли участие в тренировочных играх вместе с командами школ № 870 и № 575 нашего округа
Математические этюды Лицеисты 11 «а» класса провели озвучение анимационных фильмов математического содержания . С большим интересом зрители 6-9 классов просмотрели сюжеты, объясняющие свойства особых линий в математике, необычные развертки, паркеты и разрезания.
Угадай мелодию В каждом из трех раундов командам предлагается пакет, содержащий шесть задач, решения которых следует записывать на специальных бланках. Решив одну из задач, представитель команды подходит к своему члену жюри для проверки решения. В случае правильного ответа команда получает слово, соответствующее номеру решенной задачи, в противном случае слово оказывается для команды потерянным. Набрав необходимое количество слов и угадав песню, команда должна исполнить несколько строк из нее. Если песня угадана правильно, команда имеет возможность выбрать себе приз из предложенного призового фонда.
Школьный конкурсдля учащихся 5-6 классов «Кенгуру круглый год» Еженедельно на странице школьного сайта появляются 5 задач. Начать решать задачи можно с любой неделиКаждому ученику, желающему принять участие в конкурсе, надо сдать решения предложенных задач на проверку членам жюриВ конкурсе используются материалы международного конкурса «Кенгуру» для 5-6 классов и занятий математического кружка на малом мехмате МГУ(подробная информация опубликована на сайте шкоы)Каждую пятницу определяется рейтинг наиболее популярных задач недели, выявляется самый активный и самый результативный участники конкурса, публикуются решения задач прошедшей недели
В 2006/2007 учебном году учащиеся школы №420 под руководством учителей математики принимали участие в следующих мероприятиях окружного и городского уровней: Интеллектуальный марафон учащихся 7-11 классов (октябрь 2006) Окружной математический турнир 6 классов организатор ГОУ ЦО №936 (декабрь 2006)Тестирования учащихся 11 класса по физике и математике в МГТУ (декабрь 2006)Олимпиада памяти Савельева в МИФИ для 8-11 классов (декабрь 2006)16 зимний турнир Архимеда для 6-7 классов (январь 2007)Тестирование «Кенгуру-выпускникам» (январь 2007)Участие в окружном туре олимпиады по математике (январь 2007) Участие в Х физико-математической олимпиаде МГТУ им. Баумана (февраль 2007) Математический праздник в МГУ для учащихся 6-7 классов (февраль 2007) Математическая регата для 10 классов (апрель 2007)(Список дополняется)