Использованиеинформационных технологийв преподаванииматематики
Информационные технологии (ИТ) Информационные образовательные технологии (ИОТ) представляют собой создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения.все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства для достижения педагогических целей.С позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения составляет движение и преобразование информации.Когда компьютеры стали использовать в образовании, появился термин«новые информационные технологии» (НИТ) Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин«информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ)
В памяти ученика остаётся:¼ часть услышанного материала1/3 часть увиденного материала½ часть услышанного и увиденного одновременно материала¾ материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения
Информационные технологиина уроках математикиНо что же должно быть в арсенале современного учителя с точки зрения ИКТ?Разумеется, учитель должен: уметь работать на компьютере; должен иметь к нему неограниченный доступ; уметь применять его в своей профессиональной деятельности.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения учащегося.1) С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.2) Интерес создаётся разнообразием и красочностью информации.3) Появляется возможность устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех. Ученик получает возможность довести решение любой задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.4) Раскрывается практическая значимость изучаемого материала, предоставляется возможность испробовать умственные силы.5) Программное обеспечение в целом создаёт общий игровой фон общения человека с машиной.6) Особое достоинство компьютера – «выдержка», «спокойствие» и «дружелюбность».
Компьютерный урок – любой урок с применением компьютера как обучающего средства.Интенсивность использования компьютера:- 0% времени урока – обыкновенный урок,- частичное использование – компьютерный урок,- 100% времени урока – по существу, урока нет, есть компьютерное обучение.
Этапы планирования компьютерного урокаСоставление временной структуры урока, намечаются задачи в соответствии с главной целью.2) Отбираются наиболее эффективные средства из резервов компьютерного обеспечения.3) Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.4) Отобранные материалы оцениваются по времени, не превышающем санитарные нормы.5) Составляется поминутный план урока.6) При необходимости проводится поиск информации.7) Составляется презентационная программа.8) Предусматривается поэтапная и результирующая диагностика поставленных целей.
Актуальность для урока с применением ИКТ Высокая информативная ёмкость урока.Выигрышное оформление урока.Экономия времени урока.Эффективность самопроверки.Повышение интереса учащихся к предмету.Индивидуализированное обучение, учитывающее индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления.Расширение набора применяемых учебных задач.
Виды программного обеспечения предметов математического цикла. Энциклопедии на компакт-дисках Компьютерные учебники Презентации Программы Интернет
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия на дисках. Содержат различную справочную информацию
Возможности компьютерных учебников. Могут содержать:программы позволяющие выполнять различные математические построения, измерения и вычисления; разработки уроков, задачники, учебники, справочники; видеофрагменты, показывающие различные математические построения;могут использоваться на отдельной части урока; и как систематизация учебного материала для подготовки учащихся к ЕГЭ.
Недостатки компакт-дисков: Поиск информации требует определённого времени.Сама информация может не отвечать тем задачам, которые учитель ставит на уроке.Большой объем информации (информация не разбита на подразделы).Нет навыков работы с данной программой (требуется время для обучения).Сложная установка приложения с диска.Сложность работы с компьютером, психологический фактор.
Презентации. Позволяют компоновать материал в соответствии с целями и ходом урока.Могут использоваться как на протяжении всего урока, так и на отдельной его части.Способствуют развитию интереса учащихся к предмету.Позволяют вставлять мультимедиа объекты (видеофильмы, музыку, речь, графики и т д.).Позволяют выиграть в оформлении урока.Экономия времени урока.
Использование презентаций на различных этапах урока: Выбрать координатную прямую
Урок по теме: «Координатная плоскость» Прямоугольная система координат на плоскости
Закрепление изучаемого материала
Электронная интерактивная доска ( ИД) Одно из последних современных цифровых устройств. Это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. ИД в совокупности с персональным компьютером дает новые возможности образовательному процессу. К компьютеру, а, следовательно, и к интерактивной доске, может быть подключено любое дополнительное цифровое оборудование: цифровой фотоаппарат или видеокамера (со всеми отображенными материалами можно работать прямо во время урока).
Интернет. Всю информацию, а также все программы, разработки уроков, звуки, видео и т.д. можно найти во всемирной сети Интернет.
http://mat.1september.ru Математика в Открытом колледже http://www.mathematics.ru Math.ru: Математика и образованиеhttp://www.math.ru Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО)http://www.mccme.ru Allmath.ru - вся математика в одном местеhttp://www.allmath.ru EqWorld: Мир математических уравненийhttp://eqworld.ipmnet.ru Exponenta.ru: образовательный математический сайтhttp://www.exponenta.ru Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школаhttp://www.bymath.net Геометрический порталhttp://www.neive.by.ru/index.html Графики функцийhttp://graphfunk.narod.ru Дидактические материалы по информатике и математикеhttp://comp-science.narod.ru Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)http://rain.ifmo.ru/cat/ ЕГЭ по математике: подготовка к тестированиюhttp://www.uztest.ru Задачи по геометрии: информационно-поисковая системаhttp://zadachi.mccme.ru Задачник для подготовки к олимпиадам по математикеhttp://tasks.ceemat.ru Занимательная математика - школьникам http://www.math-on-line.com Интернет-проект «Задачи»http://www.problems.ru Математические этюдыhttp://www.etudes.ru Математика on-line: справочная информация в помощь студентуhttp://www.mathem.h1.ru Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)http://www.mathtest.ru Математика для поступающих в вузыhttp://www.matematika.agava.ru Математика: Консультационный центр преподавателей и выпускников МГУhttp://school.msu.ru Математика и программированиеhttp://www.mathprog.narod.ru Математические олимпиады и олимпиадные задачиhttp://www.zaba.ru Международный математический конкурс «Кенгуру»http://www.kenguru.sp.ru Методика преподавания математикиhttp://methmath.chat.ru Московская математическая олимпиада школьниковhttp://olympiads.mccme.ru/mmo/ Решебник.Ru: Высшая математика и эконометрика - задачи, решенияhttp://www.reshebnik.ru Сайт элементарной математикиhttp://www.mathnet.spb.ru Турнир городов - Международная математическая олимпиада для школьников Сайты, в помощь учителю математики Федеральные образовательные порталыhttp://www.edu.ru/Центральный образовательный портал. Содержит нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, информацию о проведении экспериментов.http://pedsovet.orgВсероссийский Интернет-педсовет. В разделе «Библиотека» имеются рубрики «Методика и опыт», «Педсовет», «Технологии».http://www.fipi.ru/Федеральный институт педагогических измерений. Содержит контрольные измерительные материалы, репетиционное тестирование, федеральный банк тестовых заданий.http://www.ege.edu.ru/Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена. Методические разработкиhttp://www.math.ru/Интернет-поддержка учителей математики. Содержит электронные книги, видеолекции, материалы для уроков.http://www.mccme.ru/Московский центр непрерывного математического образования. Содержит варианты конкурсов для учителей и учащихся, математических олимпиад, множество задач.http://www.it-n.ru/Сеть творческих учителей. Содержит: библиотеку готовых учебных проектов с применением ИКТ; библиотеку методик проведения уроков с использованием разнообразных электронных ресурсов; руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе.http://www.problems.ru/База данных задач по всем темам школьной математики. Содержит задачи различных рубрик и степеней сложности с решением.http://www.som.fsio.ru/Сетевое объединение методистов. Содержит в разделе «Математика» статьи, методические разработки уроков, сценарии праздников, внеклассные мероприятия.http://www.som.fsio.ru/Образовательный математический сайт. Содержит материалы по работе с математическими пакетами Mathcad, MATLAB, Mathematica, Maple и др. Методические разработки, примеры решения задач, выполненные с использованием математических пакетов.
Плюсы информационных технологий Повышение интереса к предметуВозрастает уровень использования наглядностиВозможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программВнимание логике изложения материалаОблегчение труда учителя на уроке
Техника безопасности Если компьютер используется очень редко, то его применение превращается в чрезвычайное событие, что мешает восприятию и усвоению материала.2) Если компьютер используется слишком часто, то к нему теряется интерес. 3) Использование компьютера не должно длиться на уроке подряд более 10-15 минут (начальная школа), 20-25 минут (средняя ступень), 30 минут (старшая ступень). Общее суммарное время работы в день: 50, 120, 200 минут соответственно.