Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики «МБОУ ТСОШ № 3Небесная М.Ю
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка. Мышление способное усвоить знание будущего называют проектным.
История Метод проектов появился в Америке в 1919 году. В основе этого метода лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. В России в 1925 г. издана брошюра В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе».
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – "Все из жизни, все для жизни". С точки зрения “массовых целей” сегодняшнего образования, пользовательский аспект – умение использовать компьютерные технологии в своей работе – стоит на одном из первых мест.
Цель проектного обучения создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Для применения метода проектов необходимо Во-первых: наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи или проблемы, а также практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще необходимо приобрести. Во-вторых: самостоятельная деятельность обучающихся. В основном, проекты, выполняемые во время уроков, индивидуальные, иногда выполняются вдвоем, очень редко — группой. По своим типам проекты, над которыми работают ученики под руководством преподавателей информатики, чаще всего— информационные, прикладные, творческие (хотя в принципе любой проект требует творческого подхода). В третьих: необходимо структурировать проект, определить, хотя бы приблизительно, какие результаты должны быть достигнуты на каждом этапе. В четвертых: это оформление результатов, подведение итогов, их презентация. И, конечно, сделанные выводы помогут определить новые темы для дальнейшей работы.
Работа над индивидуальным проектом по моделированию объекта, процесса, явления из любой предметной области состоит из следующих этапов:
Исходные теоретические позиции проектного обучения: в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей; образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Этапы разработки проекта -разработка проектного задания, -разработка самого проекта, -оформление результатов, -общественная презентация, рефлексия.
Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Разработка проектного задания Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. 1.1. Выбор темы проекта Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.
Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.2. Выделение подтем в тем проекта Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).
Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.3. Формирование творческих групп Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды 1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.
Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности Учитель принимает участие в обсуждении Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся 2. Разработка проекта Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность 3. Оформление результатов Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
4. Презентация Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). Докладывают о результатах своей работы 5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия
Виды учебных проектов краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (12-15 часов); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д
Критерии оценки каждого проекта различные, но общим является эстетика оформления результатов выполнения, умение отвечать на вопросы, аргументированность ответов. В качестве примера приведем критерии оценки проекта, выполняемого в среде презентационного процессора. 1) Выбор темы (актуальность, новизна, представляет интерес для широкого круга зрителей, известные и неизвестные факты). a) Логичность изложения материала b) Раскрытие темы c) Наличие вывода (если необходимо) d) Информативность (количество известной и неизвестной информации) e) объем переработанного материала 2) Оформление: a) читаемость текста, b) выбор подходящей цветовой гаммы c) соответствие дизайна содержанию презентации. 3) Подбор иллюстраций a) свои рисунки (стандартные рисунки) b) сканированные фотографии 4) используемые эффекты: a) анимация b) звуки (свои, стандартные) c) видео 5) оправданность (нужность) используемых эффектов 6) навигация по слайдам: (наличие кнопок, гиперссылок, эффективность их использования) 7) объем работы 8) Самооценка, оценка жюри
Критерии оценки достижение цели проекта, достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.
Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Ограничения в использовании технологии: низкая мотивация учителей к использованию данной технологии; низкая мотивация учащихся к участию в проекте; недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности; нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
Источник В работе использовались материалы сайта «Образовательные системы: сущность, содержание, управление» sdo.bsu.edu.ru/Edu/part3/M2_3_4.html