Использование разнообразных форм контроля за учебными достижениями учащихся по математике Презентация работы слушателя курсов повышения квалификации учителей математики ВОЛОКИТИНА Виктора Николаевича, учителя Янтарненской общеобразовательной школы I-III ступеней Красногвардейского района
Актуальноcть темы Овладение методикой проверки знаний и их оценивания является одним из важнейших задач учителя, которая стала особенно актуальной в последние годы в связи с введением 12-бальной системы оценивания, появлением различных образовательных заведений и интеграционными процессами в Европе.
Цели и задачи Целью данной работы является систематизирование накопленных сведений по проблеме контроля и оценивания знаний учащихся.
Цели контроля. Основная цель контроля знаний и умений состоит в выявлении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.
Функции контроля. • Контролирующую - выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития • Обучающую (образовательную) - совершенствовании знаний и умений, их систематизации. • Диагностическую – получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях • Прогностическую - получение опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. • Развивающую - развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. • Ориентирующую- получение информации о глубине изучения учебного материала. • Воспитывающую - воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Принципы контроля. Контроль должен быть: целенаправленным; объективным ; всесторонним; регулярным; индивидуальным.
Типы контроля Внешний -осуществляется учителем над деятельностью ученика Взаимный -осуществляется учеником над деятельностью товарища Самоконтроль -осуществляется учеником над собственной деятельностью
Методы контроля устная проверка; письменно-графические работы; практические работы.
Формы контроля Индивидуальная Групповая Фронтальная Взаимный контроль Самоконтроль
Средства осуществления контроля Устный опрос учащихся Проверка учителем тетрадей с домашним заданием Математический диктант Самостоятельная и контрольная работы Тесты Учебные портфолио.
Практическая реализация контроля знаний учащихся через двенадцатибальную систему оценивания
Новая система оценивания позволяет стимулировать творчество школьника Позволяет оценивать: 1) учебно-познавательную активность школьника по таким уровням: высокий-"инициативный уровень" старательность-"исполнительный уровень"; пассивность - "пассивный уровень"; 2) особенности проявления умственной деятельности по критериям: высокий уровень нестандартного мышления ; средний уровень мышления ; низкий уровень мышления ; 3) Особенности осуществления самоконтроля; высокий уровень (высокий уровень самост., умение самост. находить ошибки и неточности и исправлять их); средний уровень (самост. снижена, часто необходимо подталкивание со стороны взрослых, ошибки находит после подсказок учителя); низкий уровень (отсутствие умения решать учебную задачу без помощи взрослого); 4) Характер учебных задач, которые выполняются школьником по критериям: • творческие ; • полутворческие ; • нетворческие ; 5) сложность задач, которые выполняются по категориям: • сложные ; • средние ; • простые .
Шестиуровневая таксономия оценивания Таксоно-мический уровень Баллы Классификация 1 10-12 Оценивание (умение определять ценность и и возможность способов для достижения поставленной цели) 2 Синтез (умение создавать целое из составляющих элементов) 3 Анализ (умение расчленять на составляющие элеметы) 4 7-9 Применение (умение использовать в новых условиях) 5 4-6 Понимание 6 1-3 Знание (запоминание предыдущего материала)
Практические рекомендации Ключевые слова для формирования вопросов по шести таксономическим уровням Таксономический уровень Баллы Примеры инфинитивов Знание (запоминание предварительно изученного материала) 1-3 определить, усвоить, идентифицировать, вспомнить, узнать, назвать, пересчитать Понимание (понимание смысла изученного материала) 4-6 выложить, дополнить, трансформировать, прочитать, пересказать собственными словами, перегруппировать, объяснить, проиллюстрировать примерами, подготовить, представить, перефразировать, утвердить изобразить, продемонстрировать Применение (умение использовать изученный материал в новых ситуациях) 7-9 применить, обобщить, соотнести, выбрать, развить, организовать, использовать, применить, перенести, реструктурувати, классифицировать Анализ (умение расчленить целое на составные элементы) 10-12 сравнить, проследить, классифицировать, отделить, отнести к категории, рассчитать, проанализировать, противопоставить Синтез (умение создать целое из частей) создать, составить, видоизменить, задокументировать, предложить, спланировать, изготовить, разработать, видоизменить, уточнить, соединить, организовать, синтезировать, модифицировать Оценка (умение определить ценность и пригодность определенных средств для достижения определенной цели) выдвинуть гипотезу, доказать, подтвердить, оценить, принять решение, обобщить
Практические рекомендации Вопросы соответствующие уровням учебных достижений
Выводы Систематический контроль и оценивание знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим. Контроль должен раскрывать индивидуальные особенности детей. Контроль повышает уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.
Литература 1.Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки. – М: Знание, 1980. 2.Баймуханов Б. Б. Тематический контроль и учет знаний // Математика в школе, 1989 №5. 3.Борода Л.Я. Некоторые формы контроля на уроке // Математика в школе, 1988 №4. 4.Вахламова А. П., Рабунский Е. С. О систематической взаимопроверке знаний учащихся на уроках // Математика в школе, 1979 №1. 5.Гужва А. Методологія критеріїв оцінювання./ Освіта України.-2000.-№44-45-С.11 6. Думанская Г.О. Применение компьютерных технологий в учебном процессе // Математика в школах Украины, 2009, №4 7. Калинина М.И. К вопросу о контроле и оценке знаний учащихся/ сб. статей “Организация контроля знаний учащихся в обучении математики”, сост. Борчугова З. Г., Батий Ю. Ю. – М: Просвещение, 1980. 8. Колобова Е. В. Использование зачетной системы для контроля и оценки знаний учащихся // Математика в школе , 1991 №3. 9. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. Скаткина М.Н., Краевского М.Н. – М: Педагогика, 1978. 10. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока математики. - М.: Просвещение, 2002. 11. О совершенствовании методов обучения математики / Сб. статей сост. Крамор В. С. – М: Просвещение, 1978. 12. Скобелев Г. Н. Контроль на уроках математики – Минск: Народна освіта, 1986. 13. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки – М: Педагогика, 1976. 14. С. Дж. Пейп, доктор философии, США, М. Чошанов, доктор педагогических наук, Россия.Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся / Серия «Компетентностно - ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып.2. – Самара,изд-во Профи, 2002.-92с.