Грибоедов указывает, что в «Горе от ума» «характеры портретны»: «И я, коли не имею таланта Мольера, то, по крайней мере, чистосердечнее его; портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии...». Портреты становились типами. Грибоедов указывает, что в «Горе от ума» «характеры портретны»: «И я, коли не имею таланта Мольера, то, по крайней мере, чистосердечнее его; портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии...». Портреты становились типами. В портретах «есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь». История прототипов в русской литературе началась с «Горя от ума».
в художественных образах поэта не было простого копирования с определенных лиц, хотя яркая типичность его героев невольно вызывала в современниках догадки об их оригиналах. в художественных образах поэта не было простого копирования с определенных лиц, хотя яркая типичность его героев невольно вызывала в современниках догадки об их оригиналах.
Прототипом Фамусова (от лат.: fama — молва) называли дядю Грибоедова, Алексея Федоровича. Прототипом Фамусова (от лат.: fama — молва) называли дядю Грибоедова, Алексея Федоровича. «Дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образец его нравоучений: "я, брат!"». А. Ф. Грибоедова же напоминают слова Чацкого: «Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, для замыслов каких-то непонятных, дитей возили на поклон». Сохранился рассказ С. Н. Бегичева, что именно так поступал с юношей-Грибоедовым его дядя. Широкое гостеприимство Фамусова также напоминает Грибоедова-дядю
По связи с А. Ф. Грибоедовым, предполагаемым прототипом Фамусова, в его же семье искали прототип Софьи. Возможно, некоторые черты Софьи Павловны Фамусовой напоминают одну из двух дочерей А. Ф. Грибоедова, Софью Алексеевну, вышедшую замуж за С. А. Римского-Корсакова, но автор «Горя от ума» был так тесно связан с семьей своего дяди, так дружен со своими двоюродными сестрами, что никогда не решился бы подобные обстоятельства сделать мотивом сценической интриги. По связи с А. Ф. Грибоедовым, предполагаемым прототипом Фамусова, в его же семье искали прототип Софьи. Возможно, некоторые черты Софьи Павловны Фамусовой напоминают одну из двух дочерей А. Ф. Грибоедова, Софью Алексеевну, вышедшую замуж за С. А. Римского-Корсакова, но автор «Горя от ума» был так тесно связан с семьей своего дяди, так дружен со своими двоюродными сестрами, что никогда не решился бы подобные обстоятельства сделать мотивом сценической интриги.
Догадок о прототипе Молчалина современниками высказано много. В. В. Каллаш сообщил, что на полях одной старинной рукописи «Горя от ума» им был назван некто Полуденский, секретарь почетного опекуна Лунина. Кроме этого свидетельства мы располагаем еще только одним глухим указанием А. Н. Веселовского: «Молчалин срисован с одного усердного посетителя всех знатных прихожих, умершего уже давно в сане почетного опекуна». Догадок о прототипе Молчалина современниками высказано много. В. В. Каллаш сообщил, что на полях одной старинной рукописи «Горя от ума» им был назван некто Полуденский, секретарь почетного опекуна Лунина. Кроме этого свидетельства мы располагаем еще только одним глухим указанием А. Н. Веселовского: «Молчалин срисован с одного усердного посетителя всех знатных прихожих, умершего уже давно в сане почетного опекуна».
Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого, был П. Я. Чаадаев. Пушкин писал П. А. Вяземскому: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны» . Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось в устной, потом в печатной традиции. Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого, был П. Я. Чаадаев. Пушкин писал П. А. Вяземскому: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны» . Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось в устной, потом в печатной традиции.
Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В. К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера, вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого — для конструирования образа Чацкого и деталей «Горя от ума» Ю. Н. Тынянов писал также в статье «Французские отношения Кюхельбекера» Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В. К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера, вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого — для конструирования образа Чацкого и деталей «Горя от ума» Ю. Н. Тынянов писал также в статье «Французские отношения Кюхельбекера»
Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил все лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т.п. — подлинные взгляды Грибоедова. Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил все лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т.п. — подлинные взгляды Грибоедова.
Яркая типичность образа Скалозуба поощряла современников к бесконечным предположениям о его оригинале. Смутное московское предание считало таковым Сергея Александровича Римского-Корсакова, женившегося на Софье Алексеевне Грибоедовой, которую в свою очередь называли прототипом Софьи Фамусовой. Яркая типичность образа Скалозуба поощряла современников к бесконечным предположениям о его оригинале. Смутное московское предание считало таковым Сергея Александровича Римского-Корсакова, женившегося на Софье Алексеевне Грибоедовой, которую в свою очередь называли прототипом Софьи Фамусовой. По другой версии, оригиналом Скалозуба следует считать полковника (или генерала) Фролова. Третьи называли прототипом Скалозуба И. Н. Скобелева.
Наиболее единодушны современники и историки в определении прототипа Анфисы Ниловны Хлёстовой. Ее оригиналом называют Настасью Дмитриевну Офросимову, большую московскую барыню, известную своим умом, крутым характером, откровенностью и причудами. Она была чрезвычайно популярна в большом обществе допожарной Москвы, и о ней сохранилось много рассказов и анекдотов. Наиболее единодушны современники и историки в определении прототипа Анфисы Ниловны Хлёстовой. Ее оригиналом называют Настасью Дмитриевну Офросимову, большую московскую барыню, известную своим умом, крутым характером, откровенностью и причудами. Она была чрезвычайно популярна в большом обществе допожарной Москвы, и о ней сохранилось много рассказов и анекдотов.
По сообщению А. Н. Веселовского, оригиналом Репетилова (от лат.: repeto — повторяю) послужил Николай Александрович Шатилов, с которым Грибоедов служил в Московском гусарском, а потом в Иркутском гусарском полку. «Господин этот, по словам Бегичева, был добрый малый, очень пустой и одержимый несчастной страстью безпрестанно острить и говорить каламбуры. Этим наконец он так надоел Грибоедову, что тот купил альманах анекдотов Биевра и как только тот каламбур, к нему сейчас обращался с вопросом: ,,На какой странице?" — Свое, ей богу, свое,— отвечал он всегда. По сообщению А. Н. Веселовского, оригиналом Репетилова (от лат.: repeto — повторяю) послужил Николай Александрович Шатилов, с которым Грибоедов служил в Московском гусарском, а потом в Иркутском гусарском полку. «Господин этот, по словам Бегичева, был добрый малый, очень пустой и одержимый несчастной страстью безпрестанно острить и говорить каламбуры. Этим наконец он так надоел Грибоедову, что тот купил альманах анекдотов Биевра и как только тот каламбур, к нему сейчас обращался с вопросом: ,,На какой странице?" — Свое, ей богу, свое,— отвечал он всегда.
В указаниях на оригиналы Загорецкого имеется несколько вариантов. И. Д. Гарусов, специально собиравший на этот счет сведения, писал, что «одни признавали в нем только что начинавшего свою карьеру, ловко втиравшегося в знать, не брезгавшего никакими средствами для наживы московского и ярославского откупщика А-ва <...>, В указаниях на оригиналы Загорецкого имеется несколько вариантов. И. Д. Гарусов, специально собиравший на этот счет сведения, писал, что «одни признавали в нем только что начинавшего свою карьеру, ловко втиравшегося в знать, не брезгавшего никакими средствами для наживы московского и ярославского откупщика А-ва <...>, другие видели в нем тоже откупщика, по московского, *-ва, впоследствии ставшего крупным капиталистом. Третьи думали, что выведен в Загорецком один из содержателей игорных домов, шулер, обыгрывавший всех наверняка...»
Разных лиц называют также прототипом Платона Михайловича. «В лице добродушного и неповоротливого, честного малого Платона Михайловича Горичева,— писал А. Н. Веселовский,-- Грибоедов не задумался изобразить своего старого приятеля и родственника, Илью Ивановича Огарева и, по старым рассказам, сам же приехал к другу и признался, что вставил его в свою комедию». С Огаревым Грибоедов встречался на Кавказе, где тот служил на военной службе. Впоследствии Огарев был архангельским и пермским губернатором. Разных лиц называют также прототипом Платона Михайловича. «В лице добродушного и неповоротливого, честного малого Платона Михайловича Горичева,— писал А. Н. Веселовский,-- Грибоедов не задумался изобразить своего старого приятеля и родственника, Илью Ивановича Огарева и, по старым рассказам, сам же приехал к другу и признался, что вставил его в свою комедию». С Огаревым Грибоедов встречался на Кавказе, где тот служил на военной службе. Впоследствии Огарев был архангельским и пермским губернатором. Другим прототипом Платона Михайловича называли Дмитрия Никитича Бегичева, с которым Грибоедов был дружен, как и с его братом, С. Н. Бегичевым. «Дмитрий Никитич, отличавшийся необычайным добродушием в обхождении, казалось, должен был навсегда оставаться добрым московским семьянином»
Выучить факты биографии А. С. Грибоедова Выучить факты биографии А. С. Грибоедова Прочитать комедию «Горе от ума» Выделить по ходу прочтения характеристики и самохарактеристики Фамусова, Чацкого, Софьи, Молчалина, гостей на балу, Скалозуба; положить закладки
Урок 2. Урок 2.
Какие роды литературы вы знаете? Какие роды литературы вы знаете? Эпос, лирика и драма Что такое драма? Это род литературы, отражающий жизнь в действиях, поступках, литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц. Какие виды (жанры) драмы вы знаете? Комедия, драма, трагедия Из каких частей состоит драматическое произведение? Действия (акты), сцены (явления) Что такое авторские ремарки? Это авторские замечания, набранные курсивом или заключённые в скобки, в которых автор говорит о времени и месте действия, даёт пояснения о мимике и жестах персонажа
Что называется комедией? Что называется комедией? Это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных и человеческих несовершенств. В основе драмы лежит конфликт. Конфликт – противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или заключённое внутри характера Что такое сюжет? Сюжет – это цепь событий, изображённая в литературном произведении
Софья Софья Чацкий Молчалин Фамусов
Лиза Лиза Скалозуб Хлёстова Горичи
Репетилов — от слова «повторять». Это пародийный двойник Чацкого. Репетилов — от слова «повторять». Это пародийный двойник Чацкого.
В III действии, в момент появления выдумки, у Софьи являются безымянные господа N и D. Оба действующих лица замечательны тем, что ничем от всех остальных не отличаются. Однако отдельные их личные черты напоминают отдельные социальные портреты общества. В III действии, в момент появления выдумки, у Софьи являются безымянные господа N и D. Оба действующих лица замечательны тем, что ничем от всех остальных не отличаются. Однако отдельные их личные черты напоминают отдельные социальные портреты общества. Какую роль они играют в действии комедии?
те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. Кто является внесценическими персонажами?
Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях.
Фамусов – известный, от слова «молва». Кроме того, он боится молвы. «Что скажет княгиня Марья Алексевна?» Фамусов – известный, от слова «молва». Кроме того, он боится молвы. «Что скажет княгиня Марья Алексевна?» Софья – мудрая Чацкий – Чадский – Чаадаев –прямая аналогия с передовым человеком времён Грибоедова. Чадский — тот, кто находится в чаду (неадекватно расценивает ситуацию).
Выучить теорию Выучить теорию Заполнить таблицу:
Урок 3 Урок 3
Соблюдаются ли в комедии единство места, времени и действия? Соблюдаются ли в комедии единство места, времени и действия? Не соблюдается только единство действия, так как здесь два конфликта и две сюжетные линии Какие две сюжетные линии вы может выделить?
С какими словами входит Чацкий? Что странно в его словах и поведении? С какими словами входит Чацкий? Что странно в его словах и поведении? Почему Софья находится в замешательстве? Что Чацкий вспоминает из детства? Проанализируйте слова Чацкого о Москве. Кого он вспоминает и над чем смеётся? Каких внесценических персонажей он упоминает? Как на его слова реагирует Софья? Поддерживает ли его? Как она к нему относится? Почему он в «строгом чине»? Как воспитывали дворян в те времена? Что задело Софью? В чём завязка любовного конфликта? Как вы понимаете фразу Чацкого «ум с сердцем не в ладу»?
Какие характеристики Молчалину и Скалозубу даёт Чацкий? Какие характеристики Молчалину и Скалозубу даёт Чацкий? За что Чацкий обвиняет Молчалина? Какой смысл в слова о сумасшествии вкладывают Софья и Чацкий? Что Софья ценит в Молчалине? Какие выводы из слов Софьи о Молчалине делает Чацкий? Почему Чацкий не понимает, что Софья любит Молчалина?
Проанализировать письменно один из монологов Чацкого или Фамусова (по группам): Проанализировать письменно один из монологов Чацкого или Фамусова (по группам): Монолог Фамусова о Москве «Вкус, батюшка, отменная манера» Монолог Чацкого о Москве из 1 действия Монолог Чацкого «А судьи кто?» Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…» Монолог Чацкого о французике из Бордо План анализа: Чем вызван данный монолог? Какие темы затронуты в нём? Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе? Каково психологическое состояние персонажа в данный момент? Какие детали и слова об этом говорят? Как построен монолог? Каков его пафос? Какие языковые средства в нём используются? Какой цели добивается автор, используя эти средства? С какой целью драматургом введён этот монолог?
Урок 4 Урок 4
Как Фамусов относится к Скалозубу и почему? Как Фамусов относится к Скалозубу и почему? Выпишите глупости Скалозуба и военные словечки в его речи Какие качества обнаруживают здесь Фамусов и Скалозуб? Почему Фамусов видит в Скалозубе выгодного жениха для Софьи? Как Скалозуб сделал карьеру? Какова мечта Скалозуба? Проанализируйте монолог Фамусова о Москве?. Выпишите его правила жизни Проанализируйте монолог Чацкого «А судьи кто?» Какой порок обличает Чацкий? Какова тема его монолога? Какие примеры ужасов крепостничества приводит Чацкий? Каково отношение в высшем свете к молодым людям, занимающимся наукой и искусством?
Когда завязывается общественный конфликт? Когда завязывается общественный конфликт? Между кем он завязывается? Почему? Конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим» формируется по возрастному принципу? Докажите свою позицию
Век нынешний Век нынешний
Век нынешний Век нынешний
Век нынешний Век нынешний
Век нынешний Век нынешний
Век нынешний Век нынешний
Век нынешний Век нынешний
Век нынешний Век нынешний
Век нынешний Век нынешний
Выучить один из монологов Выучить один из монологов Конспект статьи Гончарова «Мильон терзаний»
Урок 5. Урок 5.
Что такое монолог? Что такое монолог? Монолог – это речь одного лица С какой целью автор вводит в драматургическое произведение монолог? В нём герой обнаруживает взгляды, часто в нём проявляется авторская позиция
Какова тема монолога? Какова тема монолога? Восстановите по этому монологу, как проводит время Фамусов Как вы понимаете фразу «С ключом, и сыну ключ сумел доставить»? Каковы идеалы Фамусова и его жизненные устремления? Какие черты героя проявились в этом монологе? Какую цель преследовал автор, включив монолог? Какое место занимает монолог в композиции пьесы?
Результатом чего явился этот монолог Чацкого? Результатом чего явился этот монолог Чацкого? Каков его пафос? Какова его тема? Какие взгляды здесь обнаруживает Чацкий? Какие пороки он обличает в этом монологе?
Какова тема этого монолога? Какова тема этого монолога? Каков его пафос? Найдите хлёсткие, экспрессивные слова и выражения, которые придают монологу остроту и обличительный пафос Какова его основная мысль? Как этот монолог связан с предыдущим действием? Какую роль он занимает в комедии?
Каких внесценических персонажей упоминает Репетилов? Каких внесценических персонажей упоминает Репетилов? Каким образом Грибоедов достигает комичности монолога? Какие пороки высмеивает в этом монологе автор?
В чём комизм и трагизм этой сцены? В чём комизм и трагизм этой сцены? В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма? Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин? Почему Молчалин не любит Софью? Какие заветы он получил от отца? Какие качества в этой сцене проявляет Софья? Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалины блаженствую на свете?
Что в этой сцене узнаёт Чацкий? Что в этой сцене узнаёт Чацкий? Проанализируйте последний монолог Чацкого. На что у него открываются глаза? Справедливо ли он обвиняет Софью? Чем он возмущён, каким качеством Софьи? Как вы думаете, простит ли Софья Молчалина? В чём «мильон терзаний» Чацкого? Каков пафос (чувство) его монолога?
Составить характеристики главных действующих лиц: Составить характеристики главных действующих лиц: Скалозуба Молчалина Фамусова Чацкого По плану: Кто он такой по своему социальному положению? Его предыстория Как его характеризуют другие персонажи? Как он сам себя характеризует в словах и действиях Что о нём говорит автор в ремарках? Сделайте выводы о качествах характера