Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение мировых настроений толпы; Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение мировых настроений толпы; Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; Отказ от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы; Культ техники, индустриальных городов.
Цель искусства – создание новой жизни Цель искусства – создание новой жизни Предпосылки – идеи Шопенгауэра и Ницше о «сверхчеловеке»; итальянский футуризм
с 1911 г. до начала 1914 г. с 1911 г. до начала 1914 г. Преклонение перед техническим прогрессом, урбанизацией. Робкое словотворчество Подражание раннему декаденству (салонный эротизм, утончённость, утверждение крайнего эгоцентризма)
Петербургские эгофутуристы: Петербургские эгофутуристы: И.Северянин, И. Игнатьев, В.Гнедов Московские эгофутуристы («Мезонин поэзии»): В.Шершеневич, Р.Ивнев (М.Ковалёв), Л.Зак (псевдонимы - Хрисанф и М.Россиянский), С.Третьяков, К.Большаков, Б.Лавренёв
Группу поэтов-эгофутуристов, заявившую о себе в 1911 году в Петербурге, возглавил Игорь Северянин. В нее вошли Г. Иванов, К. Олимпов, И. Игнатьев, В. Гнедов и др. "Эго" в переводе с лат. – "я". В центре творчества поэта-эгофутуриста – его "я", его личность. Группу поэтов-эгофутуристов, заявившую о себе в 1911 году в Петербурге, возглавил Игорь Северянин. В нее вошли Г. Иванов, К. Олимпов, И. Игнатьев, В. Гнедов и др. "Эго" в переводе с лат. – "я". В центре творчества поэта-эгофутуриста – его "я", его личность. Слава Игоря Северянина, одного из самых популярных поэтов серебряного века, была в свое время "повсеградной" (неологизм Северянина). О его книгах "Громокипящий кубок" (1913), "Златолира" (1914), "Ананасы в шампанском" (1915) и других говорили повсюду. Его выступления в городах России – "поэзоконцерты" (их состоялось около 100 в период с 1913 по 1917 годы) привлекали публику с неизменным успехом. В истории русской литературы ХХ века есть любопытные факты: в 1918 году в Москве, на поэтическом вечере в Политехническом музее, Игорь Северянин был признан королем поэтов, второе место было отдано В. Маяковскому, третье досталось К. Бальмонту. И. Северянин, как и должно королю, издает поэтический "Рескрипт короля". Победитель по-королевски щедр и великодушен, он всех прощает и благословляет:
Отныне плащ мой фиолетов, Отныне плащ мой фиолетов, Берета бархат в серебре: Я избран королем поэтов На зависть нудной мошкаре. Я так велик и так уверен В себе – настолько убежден, Что всех прощу и каждой вере Отдам почтительно поклон... ...Я избран королем поэтов, – Да будет подданным светло! 1918
с января 1914 г. до конца 1917 г. с января 1914 г. до конца 1917 г. Б.Пастернак, Н.Асеев, С.Бобров, И.Зданевич
Д.Бурлюк, Н.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, А.Кручёных Д.Бурлюк, Н.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, А.Кручёных
1910 год - Сборник «Садок судей» 1910 год - Сборник «Садок судей» 1912 год – манифест «Пощёчина общественному вкусу» 1913 год – манифест «Слово как таковое»
На уровне лексики: На уровне лексики: депоэтизация языка; использование вульгаризмов, неологизмов; различных терминов.
На уровне семантики (значения): На уровне семантики (значения): слово дробили, пересоздавали (разбивали и складывали заново); создавали новые морфологические и фонетические комбинации (звук становится самостоятельной значимой единицей); реализация метафоры.
На уровне синтаксиса: На уровне синтаксиса: нарушение законов лексической сочетаемости; отказ от знаков препинания; «Телеграфный» синтаксис; различные формы визуального воздействия текста.
На уровне стихотворчества: На уровне стихотворчества: новые ритмы; причудливые рифмы; использование элементов народной поэзии, рекламы и т.п.