«Выбранные места из переписки с друзьями», вышедшие в свет в начале 1847 года, открывали читательской публике другого, по сути, незнакомого ей Гоголя. В основе «Выбранных мест…» лежат письма Гоголя реальным лицам, своим друзьям (в общей сложности книга состоит из 31 письма). В «Выбранных местах…» Гоголь поставил глубочайшие вопросы русской жизни, которые Достоевский назвал «проклятыми». Один из упреков, который был предъявлен Гоголю после выхода книги, — это упрек в падении художественного дарования. Так, Белинский в своем «Письме к Гоголю» в запальчивости утверждал: «Какая это великая истина, что, когда человек весь отдается лжи, его оставляют ум и талант! Не будь на вашей книге выставлено вашего имени и будь из нее выключены те места, где вы говорите о самом себе как о писателе, кто бы подумал, что эта надутая и неопрятная шумиха слов и фраз — произведение пера автора „Ревизора“ и „Мертвых душ“?». «Выбранные места из переписки с друзьями», вышедшие в свет в начале 1847 года, открывали читательской публике другого, по сути, незнакомого ей Гоголя. В основе «Выбранных мест…» лежат письма Гоголя реальным лицам, своим друзьям (в общей сложности книга состоит из 31 письма). В «Выбранных местах…» Гоголь поставил глубочайшие вопросы русской жизни, которые Достоевский назвал «проклятыми». Один из упреков, который был предъявлен Гоголю после выхода книги, — это упрек в падении художественного дарования. Так, Белинский в своем «Письме к Гоголю» в запальчивости утверждал: «Какая это великая истина, что, когда человек весь отдается лжи, его оставляют ум и талант! Не будь на вашей книге выставлено вашего имени и будь из нее выключены те места, где вы говорите о самом себе как о писателе, кто бы подумал, что эта надутая и неопрятная шумиха слов и фраз — произведение пера автора „Ревизора“ и „Мертвых душ“?».
Величие Гоголя—это величие много думавшего и страдавшего человека, который любил людей и в любви был естественен: любил, но при этом и восхищался, и гордился, и учил, и сердился на тех, кого любит, и даже неистовствовал, не встречая ответа на любовь. Отношение Гоголя к людям — отношение отеческое по преимуществу, и поэтому как никто другой видит он промахи, нерадение, ошибки отцов многочисленных, которые предстают перед его испытующим взором. У Гоголя было особенное чувство структуры современной ему социальной жизни. И сознание единства этой структуры: то, что происходит с государством, происходит и где-то в глубинах его, с семьей. Свое творчество Гоголь мыслил как строгую отчую помощь согражданам, и в их множестве видел он свое огромное семейство какое-то. Отсюда — неповторимость его как художника, его могущество и его слабые стороны. Величие Гоголя—это величие много думавшего и страдавшего человека, который любил людей и в любви был естественен: любил, но при этом и восхищался, и гордился, и учил, и сердился на тех, кого любит, и даже неистовствовал, не встречая ответа на любовь. Отношение Гоголя к людям — отношение отеческое по преимуществу, и поэтому как никто другой видит он промахи, нерадение, ошибки отцов многочисленных, которые предстают перед его испытующим взором. У Гоголя было особенное чувство структуры современной ему социальной жизни. И сознание единства этой структуры: то, что происходит с государством, происходит и где-то в глубинах его, с семьей. Свое творчество Гоголь мыслил как строгую отчую помощь согражданам, и в их множестве видел он свое огромное семейство какое-то. Отсюда — неповторимость его как художника, его могущество и его слабые стороны.