PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Литература / СТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЙ анализ
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: СТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЙ анализ


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: СТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЙ анализ


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 СТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЙ анализ направлен на: Выявление внутренних формальных законом
Описание слайда:

СТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЙ анализ направлен на: Выявление внутренних формальных закономерностей построения художественного произведения.Тяготеет к герметизму, при котором текст исследуется как автономное, сложно организованное структурное единство.Превалирует ахронный (вневременной) подход, когда осмысляется, главным образом, структура произведения и ее функционирование.

№ слайда 2 Структура рассматривается как система, состоящая из отдельных формальных элемент
Описание слайда:

Структура рассматривается как система, состоящая из отдельных формальных элементов различных уровней;но изучаются не элементы, а отношения между ними, функции этих элементов, иерархия и взаимодействие формальных уровней (фонологических, ритмических, лексических и т. п.), ибо структура - это и есть иерархическая система внутренних взаимозависимостей отдельных элементов и уровней в художественном произведении.

№ слайда 3 Анализ структуры требует:описания функций всех внутренних зависимостей, как синт
Описание слайда:

Анализ структуры требует:описания функций всех внутренних зависимостей, как синтагматических, так и парадигматических, но на практике (как правило) ограничиваются функциональным описанием доминантных отношений между элементами одной системы (семантической, фонологической, грамматической и т. д.) и между системами различных уровней (например, ритмической и композиционной).

№ слайда 4 Базируется на «аксиомах»:структуры, организующие формальные элементы текста, бес
Описание слайда:

Базируется на «аксиомах»:структуры, организующие формальные элементы текста, бессознательны и объективны;они существуют независимо от реципиента;их конституируют различия и оппозиции;они универсальны и их матрицы предполагают возможностифункционирования в качестве текстов любых образований сознания.

№ слайда 5 Важнейшая цель - выявить объективное значение функций отдельных элементов и уров
Описание слайда:

Важнейшая цель - выявить объективное значение функций отдельных элементов и уровней текста в образовании значений, иерархическим единством которых обусловлено «точное», понятийное знание о художественном произведении.

№ слайда 6 произведения, чьи жанровые качества определяются не границами внутри литературно
Описание слайда:

произведения, чьи жанровые качества определяются не границами внутри литературного рода, а обусловлены сопредельностью (например, эпоса и драмы). Такова драматическая поэма, в самом названии жанра которой эта сопредельностьнаступает со всей очевидностью.

№ слайда 7 Анализ сопредельных жанровпозволяет выявить «скрытые» особенности рассматриваемы
Описание слайда:

Анализ сопредельных жанровпозволяет выявить «скрытые» особенности рассматриваемых жанровых форм и меру взаимопроникновения одного литературного рода в другой. Драма «Сервилия» Л. Мея и драматическая поэма «Два мира» А. Майкова.

№ слайда 8 Выбор произведений Л. Мея и Ап. Майкова для сравнительного анализа жанровых стру
Описание слайда:

Выбор произведений Л. Мея и Ап. Майкова для сравнительного анализа жанровых структур продиктован:сходной направленностью авторских дарований, общностью разрабатываемых поэтами тем,относительно равным объемом произведений («Сервилия» - 2 310 строк, 49 персонажей; «Два мира» - 2 020 строк, 41 персонаж) хронологией их создания: первое написано в 1854-1861 годах, а второе в 1872-1888 годах.

№ слайда 9 Отправной пункт анализа - положение классической теории разделения литературы на
Описание слайда:

Отправной пункт анализа - положение классической теории разделения литературы на роды и виды. «Действие определяет форму и содержание драматической поэзии» Гегель

№ слайда 10 Драматическое действие как таковое не может быть о п и с а н о, а только предста
Описание слайда:

Драматическое действие как таковое не может быть о п и с а н о, а только представлено в поступках действующих лиц, в осуществлении их страстей и намерений; «… ежеминутная борьба двух враждующих начал» (В. Гюго «Предисловие к «Кромвелю») организует действие и конфликт драмы.

№ слайда 11 Действие (по Гюго) - в «Сервилии» Мея, где автор стремился изобразить: «разлад ф
Описание слайда:

Действие (по Гюго) - в «Сервилии» Мея, где автор стремился изобразить: «разлад философии стоиков с существующим порядком», борьбу между приближенными Нерона и римскимипатрициями, столкновение языческой и христианской идеологий.

№ слайда 12 Противоборство со всеми его перипетиями развертывается в «Сервилии» в том простр
Описание слайда:

Противоборство со всеми его перипетиями развертывается в «Сервилии» в том пространственно-временном континууме, который можно охарактеризовать дейктическими (указательными) знаками сейчас - здесь и который обеспечивает наибольшую сопричастность зрителя к происходящему на сцене.

№ слайда 13 «... Драматический поэт переносит зрителя на самое место действия, делает его уч
Описание слайда:

«... Драматический поэт переносит зрителя на самое место действия, делает его участником события» А.Н. Островский

№ слайда 14 В «Двух мирах» Майков далек от задач показать «ежеминутную борьбу двух враждующи
Описание слайда:

В «Двух мирах» Майков далек от задач показать «ежеминутную борьбу двух враждующих начал»Он «хотел в pendant языческому обществу очеркнуть общество христианское», а не суть христианства (Ф.Д. Батюшков), которая есть определенное отношение к ценностям жизни, а следовательно, если не прямой, то рефлексивный конфликт с языческим миром.Автор акцентирует внимание на путях, приведших бывших язычников в религиозную общину

№ слайда 15 Эта история обращения героев в христианство выпадает из драматического действия,
Описание слайда:

Эта история обращения героев в христианство выпадает из драматического действия, ибо она предстает не в форме осуществления, а как уже осуществленная в прошлом, т. е. в пространственно-временном континууме, обозначенном дейксисамитогда – тамЭта история - не д е й с т в и е, а событие, завершившееся за сценой.

№ слайда 16 Отличие драмы от сопредельного жанра просматривается в особенностях сюжета и ком
Описание слайда:

Отличие драмы от сопредельного жанра просматривается в особенностях сюжета и композиции. Одна из категорий сюжетосложения - совстречаемость персонажей. Количественно эта категория при однократном исчислении действующих лиц, вступающих в диалог, в «Сервилии» выражена числом 66; в драматической поэме - числом 11.

№ слайда 17 В статистических показателях видно жанровое качество драматического узла:В драме
Описание слайда:

В статистических показателях видно жанровое качество драматического узла:В драме он завязывается при активном участии гораздо большего числа персонажей, что способствуем единству и цельности действия, связанности текста и драматического произведения:главные герои вступают в многосторонние отношения со своим окружением; конфликт произведения втягивает в свой водоворот второстепенные персонажи, отчего значимость их в развитии фабулы несравненно выше, чем в пограничном жанре;драматическое действие находит особую трансполяцию в сюжетосложении.

№ слайда 18 Характерные приметы диалога, имеющие значение для осмысления жанровых свойств др
Описание слайда:

Характерные приметы диалога, имеющие значение для осмысления жанровых свойств драматургического текста: 1) коллективность информации; 2) возможная разноплановость информации; 3) различие в оценке информации; 4) активное участие в речи мимики, жестов, действий партнеров; 5) влияние предметного окружения собеседника.

№ слайда 19 Чем чаще совстречаемость персонажей, тем диалогичнее текст. Внешнее проявление э
Описание слайда:

Чем чаще совстречаемость персонажей, тем диалогичнее текст. Внешнее проявление этого факта предстает в количественном соотношении речевых актов при относительно равном объеме произведений: в драме их 625, в драматической поэме - 370.

№ слайда 20 Еще важнее учесть качественная сторон диалога в разных жанрах. Драматургическое
Описание слайда:

Еще важнее учесть качественная сторон диалога в разных жанрах. Драматургическое напряжение диалога, а следовательно, и действия, выражается в ряде грамматических категорий:в драме значительно выше императивность речи, нежели в поэме - из 1 160 глаголов в «Сервилии» 235 (20 %) глаголы повелительного наклонения, в «Двух мирах» таких глаголов лишь 8,5%, или 106 из 1 250.

№ слайда 21 Повелительное наклонение, выражая волю говорящего, побуждает собеседника стать п
Описание слайда:

Повелительное наклонение, выражая волю говорящего, побуждает собеседника стать производителем, субъектом какого-нибудь действия и принадлежит к эмоционально-волевому языку, имеющему особые возможности для выражения драматического сюжета.

№ слайда 22 Особый характер диалога отражается и в статистике верификационных предложений, к
Описание слайда:

Особый характер диалога отражается и в статистике верификационных предложений, которые заключают актуальную информацию типа реакции на мнение или предложение собеседника. В «Сервилии» вопросно-ответных предложений почти в два раза больше, чем в поэме А. Майкова.

№ слайда 23 Количественный уровень монологической речи в драме гораздо ниже, чем в драматиче
Описание слайда:

Количественный уровень монологической речи в драме гораздо ниже, чем в драматической поэме:монологическая ночь чаще всего имеет односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реакцию. Монологи в драматическом произведении являются частным случаем диалогической речи, которая конституирует весь текст драматических произведений, но в поэме монологи объемом более 15 строк занимают около 43 % текста, а в драме лишь 19 %. Средняя длина монолога у Майкова 28 строк, а у Мея - 22.

№ слайда 24 В монологи в драме нередко включаются обращения или побудительные предложения, ч
Описание слайда:

В монологи в драме нередко включаются обращения или побудительные предложения, чем подчеркивается коммуникативно-волевой или прагматический аспект акта. Таких монологов в «Сервилии» 60 % по отношению к их общему количеству (подсчитаны монологи объемом более 15 строк).В «Двух мирах» - 40 %. В поэме основная функция монолога номинативно-сигнификативная: субъект речи не столько побуждает собеседника к поступку, сколько информирует его.

№ слайда 25 Коммуникативные обобщения (слова, обозначающие коммуникатов речевого акта и реал
Описание слайда:

Коммуникативные обобщения (слова, обозначающие коммуникатов речевого акта и реальную связь между ними в момент речи) не только определяют направленность монологов, но являются характеризующим признаком всего текста. В драме их 135, или 5,84 %, по отношению к числу строк в произведении.В драматической поэме - 71 (3,3 %). При приближении действия к развязке увеличивается частота обращения, что сигнализирует об актуальности, активизации связи коммуникатов, об усилении связности текста.

№ слайда 26 Большая жесткость коммуникативных связей в драме, нежели в поэме, обнаруживается
Описание слайда:

Большая жесткость коммуникативных связей в драме, нежели в поэме, обнаруживается при анализе слов личного дейксиса (личных местоимений первого, второго и третьего лица). Разность сумм всех личных местоимений, использованных в рассматриваемых произведениях, невелика: в «Сервилии» 609 слов личного дейксиса, в поэме Майкова - 675.

№ слайда 27 Дифференциатором жанра выступает категория лица. Распределение местоимений по жа
Описание слайда:

Дифференциатором жанра выступает категория лица. Распределение местоимений по жанрам таково (в %):

№ слайда 28 Монологи: в «Сервилии» - Афера, Старика, Сервилии, Валерия, Силии, Сорана, Эгнат
Описание слайда:

Монологи: в «Сервилии» - Афера, Старика, Сервилии, Валерия, Силии, Сорана, Эгнатия поэме «Два мира» - Иова(3), Гланка, Павзания, Фабия, Камиллы, Деция.

№ слайда 29 Противопоставление Я - ТЫ (и противопоставление вариантов этих местоимений во мн
Описание слайда:

Противопоставление Я - ТЫ (и противопоставление вариантов этих местоимений во множественном числе и косвенных падежах), (говорящий - слушающий», образует категорию «коммуникативного» лица. Эта категория формирует основную ось координации участников единовременных речевых актов. Ось эта почти на треть «длиннее» в драме Мея, нежели в майковской поэме: 35,7 % - 22,8 %.

№ слайда 30 Третье лицо никогда не стоит в отношении рефлексивности к единовременному акту р
Описание слайда:

Третье лицо никогда не стоит в отношении рефлексивности к единовременному акту речи. Оно «не коммуникативно». Вот почему в драме, основой композиции которой является диалог, употребление местоимений третьего лица крайне ограниченно. В поэме, где высок уровень монологической речи с номинативно-сигнификативной функцией, число местоимений третьего лица резко возрастает.

№ слайда 31 Важным признаком жанра выступают «ситуативные» сказуемые. Это не грамматическая,
Описание слайда:

Важным признаком жанра выступают «ситуативные» сказуемые. Это не грамматическая, а логическая категория. «Ситуативные» сказуемые могут быть выражены различными частями речи, главным образом глаголами. Эти глаголы, как и другие части речи в составе сказуемого, обозначают действия, состояния, процессы, происходящие одновременно с речевым актом или, иначе говоря, в пространственно-временном континууме сейчас - здесь. Причем названные глаголы могут быть и настоящего, и будущего, и прошедшего времени. Например:

№ слайда 32 Лезбия:Недурны люди. Это - галл,А это - свев. Держу за галла,А ты - за свева.(сл
Описание слайда:

Лезбия:Недурны люди. Это - галл,А это - свев. Держу за галла,А ты - за свева.(следя за боем)Ну,- пропал!Глаголы «держу» (наст, вр.), «пропал» (прош. вр.) в данном контексте указывают на действие, совпадающее но времени и месту с речевым актом.

№ слайда 33 «Ситуативных» сказуемых 558 в «Сервилии» и 278 в «Двух мирах». Их соотнесенность
Описание слайда:

«Ситуативных» сказуемых 558 в «Сервилии» и 278 в «Двух мирах». Их соотнесенность с определенным континуумом приводит к заключению, что пространственно-временные координаты сейчас - здесь в значительно большей степени принадлежность драмы, чем драматической поэмы.

№ слайда 34 Гете и Шиллера об эпической и драматической поэзии: «Великое же и существенное и
Описание слайда:

Гете и Шиллера об эпической и драматической поэзии: «Великое же и существенное их различие заключается в том, что эпический поэт излагает событие, перенося его в прошедшее, драматург же изображает его как свершающееся в настоящем».

№ слайда 35 Основная функция местоимений третьего лица не дейктическая, как у местоимений «я
Описание слайда:

Основная функция местоимений третьего лица не дейктическая, как у местоимений «я», «ты», а скорее заместительная (т. е. местоимения третьего лица обозначают преимущественно одушевленный объект, находящийся вне сферы носителя речи), то:структуру речевого пространства в «Сервилии» можно ориентировочно изобразить, исходя из отношения дейксисов третьего лица и «ситуативных» глаголов сопредельных жанров, параметрами сейчас – ты - здесь; в «Двух мирах»: тогда - он (она) - там, что указывает на большую атрибутивность драматической поэмы эпосу, нежели драме как литературному роду.

№ слайда 36 Таким образом, анализ композиционных особенностей выявляет важные, хотя и не абс
Описание слайда:

Таким образом, анализ композиционных особенностей выявляет важные, хотя и не абсолютные критерии для определения формальной драматургичности сопредельных жанров, обнаруживает структурное отличие одного от другого.Естественно, выводы, сделанные на основе сравнения только двух произведений разных жанров, ведут лишь к постановке вопроса, а не к окончательному его решению.

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru