PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Литература / Лингвистический анализ текста на уроках русского языка в 5 – 7 классах
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Лингвистический анализ текста на уроках русского языка в 5 – 7 классах


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Лингвистический анализ текста на уроках русского языка в 5 – 7 классах


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Лингвистический анализ текста на уроках русского языка в 5 – 7 классах.Полякова
Описание слайда:

Лингвистический анализ текста на уроках русского языка в 5 – 7 классах.Полякова Елизавета Дмитриевна,учитель русского языка и литературыМОУ «Лицей № 6»

№ слайда 2 Что такое «лингвистический анализ текста» ? Лингвистический анализ текста - это
Описание слайда:

Что такое «лингвистический анализ текста» ? Лингвистический анализ текста - это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно – тематическое и эстетическое содержание литературно – художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия» ( М.Р. Львов) . Цель такого анализа - учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей ... и поэтов» ( Л.В.Щерба).

№ слайда 3 Задачи лингвистического анализа помочь осмыслить идею и сюжет художественного пр
Описание слайда:

Задачи лингвистического анализа помочь осмыслить идею и сюжет художественного произведения; показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя.

№ слайда 4 Отражение данной проблемы в литературе. «Важность лингвистического анализа худож
Описание слайда:

Отражение данной проблемы в литературе. «Важность лингвистического анализа художественного текста для понимания его идейно-художественных особенностей, т.е. того, что вскрывается во всём многообразии и сложности литературоведами и стилистами, является первостепенной». Н.М.Шанский «Как язык является первоэлементом литературы, так лингвистический анализ художественного текста является фундаментом его литературоведческого и стилистического изучения». Н.М.Шанский

№ слайда 5 Актуальность проблемы Лингвистический анализ текста способствует слиянию обучени
Описание слайда:

Актуальность проблемы Лингвистический анализ текста способствует слиянию обучения языку и речи, организации личностно - ориентированного обучения; направлен на работу с высокомотивированными учащимися 5- 9 классов, теми, кто предполагает продолжить обучение в профильных гуманитарных классах; способствует развитию лингвистических способностей учащихся, развивает лингвистический вкус, догадку, восприимчивость образного строя речи, учит оценивать изобразительно – выразительные средства языка, понимать эстетическую ценность художественного произведения

№ слайда 6 Цели работы показать возможности организации личностно – ориентированного обучен
Описание слайда:

Цели работы показать возможности организации личностно – ориентированного обучения на примере работы над лингвистическим анализом текста;обобщить опыт работы по лингвистическому анализу текста в средних классах;показать влияние ЛАТ на развитие у учащихся интереса к русскому языка, образного мышления

№ слайда 7 Как может учитель, работая в среднем звене, проводить лингвистический анализ тек
Описание слайда:

Как может учитель, работая в среднем звене, проводить лингвистический анализ текста? Это могут быть уроки, на которых лингвистический анализ текста осуществляется в связи с изучением грамматических тем. Лингвистический анализ текста уместно проводить при подготовке к изложению. Это уроки, когда одно произведение анализируется и с литературоведческой, и с лингвистической точек зрения.

№ слайда 8 Как происходит работа с художественным текстом на уроках русского языка? Создани
Описание слайда:

Как происходит работа с художественным текстом на уроках русского языка? Создание соответствующих условий для восприятия художественного текста. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста. Отработка навыков выразительного чтения художественного текста. Заучивание текста (его отрывка) наизусть и подготовка к письму по памяти.

№ слайда 9 Когда и как вводить ЛАТ ? Синтаксис и пунктуация (5 класс) словосочетание как ср
Описание слайда:

Когда и как вводить ЛАТ ? Синтаксис и пунктуация (5 класс) словосочетание как средство выразительности речи: работая над словосочетанием, нужно показать, что язык неистощим в соединении слов, что в словосочетании «одно или несколько слов служат для усиления другого слова» (Л.В.Бондаренко); предложения с однородными членами – одно из ярких стилистических средств, они выполняют различные функции в текстах разных стилей; роль обращения в тексте.

№ слайда 10 Фонетика и орфография (5 класс) Что же придает «выразительную силу», «чарующую м
Описание слайда:

Фонетика и орфография (5 класс) Что же придает «выразительную силу», «чарующую музыкальность нашему языку»? Какими средствами это достигается? Своеобразный мелодический рисунок, благозвучность создается за счет звуковых повторов, аллитерации и ассонанса, использование слов с открытыми слогами, интонации слов.

№ слайда 11 Лексика Искусство писателя, по словам Л.Н.Толстого, состоит в том, чтобы «находи
Описание слайда:

Лексика Искусство писателя, по словам Л.Н.Толстого, состоит в том, чтобы «находить единственно нужное размещение единственно нужных слов». Отсюда вытекает задача учителя - формировать умение находить нужные слова для точной передачи мысли, учить всматриваться в слово, чтобы обнаружить в нем такие свойства, на которые учащиеся не обратили бы внимание. Изучая лексику, крайне важно показать, что самые обычные слова, объединенные определенным образом, у мастера слова так «заговорят», что возникает яркая, неповторимая картина.

№ слайда 12 Морфемика. Словообразование. Учителю важно показать использование возможностей р
Описание слайда:

Морфемика. Словообразование. Учителю важно показать использование возможностей различных морфем для выражения разнообразных оттенков значений и придания эмоциональной окраски словам.

№ слайда 13 МорфологияВыразительные возможности слов разных частей речи, к сожалению, часто
Описание слайда:

МорфологияВыразительные возможности слов разных частей речи, к сожалению, часто остаются вне зоны внимания авторов большинства учебников. Между тем выразительные возможности частей речи велики.

№ слайда 14 Результаты обученности.
Описание слайда:

Результаты обученности.

№ слайда 15 Прочитайте текст. Найдите словосочетания, описывающие город, которые показались
Описание слайда:

Прочитайте текст. Найдите словосочетания, описывающие город, которые показались вам необычными, произвели на вас впечатление, заставили вас удивиться. Какое из словосочетаний: построенное по модели сущ. + прил. или прил.+ сущ. – является более выразительным и точным? Доктор возвращался домой… Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, черная и блестящая, как смола. Город опрокидывался в воду. Тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными золотистыми пятнами. Он ехал мостами, изогнутыми в виде арок. Снизу или с другого берега они казались кошками, выгибающими перед прыжком железные спины. (Ю.К. Олеша)

№ слайда 16 Автор восхищен архитектурой города, описывает город с любовью, используя не совс
Описание слайда:

Автор восхищен архитектурой города, описывает город с любовью, используя не совсем привычные словосочетания и сочетания слов: бронзовые львы, растворялся пятнами, нежными золотистыми пятнами, город опрокидывался, тонул, уплывал и не мог уплыть, (мосты) казались кошками. Использование словосочетания «вода, черная и блестящая» продиктовано желанием автора выделить те качества предмета, на которые нужно обратить внимание читателя, сделать описание более выразительным. В художественном стиле словосочетания могут выполнять роль образного средства.

№ слайда 17 Послушайте стихи А.С.Пушкина. Какие звуки повторяются в начале этого отрывка? Ка
Описание слайда:

Послушайте стихи А.С.Пушкина. Какие звуки повторяются в начале этого отрывка? Какие звуки при выполнении тяжелой работы они напоминают? Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся, Поднатужился немножко: «Как бы здесь во двор окошко Нам проделать?» – молвил он. Вышиб дно и вышел вон.

№ слайда 18 В начале отрывка заметно повторение звуков Н в словах: сын, на ножки, поднялся,
Описание слайда:

В начале отрывка заметно повторение звуков Н в словах: сын, на ножки, поднялся, дно, поднатужился, немножко. Они выделяют слова, которые передают напряжение богатырского ребенка, силящегося разломать крепкую бочку. Ударные слоги в словах «ножки, дно, немножко» напоминают междометие Н-Н-О-О, которое произносят обычно при выполнении тяжелой работы. Трудность этой работы выражена длинным словом «поднатужился», а ударное У напоминает физическое усилие. Слово «поднатужился» длиннее всех остальных, оно и напоминает такое же продолжительное действие. Динамика действия передается схожими по звучанию словами «вышиб» и «вышел вон», которые произносятся отрывисто, напряженно. Таким образом, звуковая сторона текста помогает живо представить нарисованную поэтом картину.

№ слайда 19 Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль. Что привлекло вас в текс
Описание слайда:

Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль. Что привлекло вас в тексте? Найдите слова с переносным значением, определите их роль. Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями. (М.М.Пришвин)

№ слайда 20 М.М.Пришвин рассказывает о «смерти» льда, но делает это с большой любовью к этом
Описание слайда:

М.М.Пришвин рассказывает о «смерти» льда, но делает это с большой любовью к этому явлению природы: «льдинка умирает, падая на землю золотыми каплями». Слова с переносным значением: умирает лёд, богатый ручей, ручей успел унести воду и присоединить ее, большая вода, схватил мороз, мороз сделал кружева, льдинки умирают, золотыми каплями – делают текст выразительнее. Автор «очеловечивает» явления природы, а поэтому картина становится яркой, живой.

№ слайда 21 Прочитайте отрывок из повести И.С.Тургенева «Муму». О чем в нем рассказано? Как
Описание слайда:

Прочитайте отрывок из повести И.С.Тургенева «Муму». О чем в нем рассказано? Как относится Герасим к собачке? Какими средствами языка это отношение передано?Дело было к вечеру. Герасим шел тихо вдоль реки и глядел в воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим маленьким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул за пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл армяком, сбегал на кухню за чашечкой молока. Потом он взял ее за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь… Собачка страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Все люди в доме полюбили ее и кликали ее Мумуней.

№ слайда 22 Писатель показывает сильную привязанность своего героя к маленькой собачке. С эт
Описание слайда:

Писатель показывает сильную привязанность своего героя к маленькой собачке. С этой целью он использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: маленьким, худеньким, собачонка (хотя здесь суффикс со значением пренебрежения, но в ряду других слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами он приближается к их значению, и мы чувствуем участливое отношение Герасима к ней), чашечка, мордочка, хвостиком, Мумуня. С помощью этих слов Тургенев выражает любовь и нежное отношение Герасима к своей питомице.

№ слайда 23 Капель (отрывок). Зима, смеясь, от счастья плачет, Весны качая колыбель. И.Север
Описание слайда:

Капель (отрывок). Зима, смеясь, от счастья плачет, Весны качая колыбель. И.Северянин.- Какое время года изобразил поэт? Опишите образ зимы, который создается в воображении? Как автору удалось передать противоречивые чувства и ощущения, которые характерны для этого времени года? - В каких словах слышатся звуки капели?- Вы - композитор. Как бы вы озвучили этот отрывок?- Какие слова называют действия? Замените деепричастия глаголами. Что текст потеряет? - Объясните знаки препинания.- Запишите по памяти. Не забудьте указать автора и название стихотворения.

№ слайда 24 Поэт изобразил переходный период от зимы к весне. Взгляд поэта необычен: весна и
Описание слайда:

Поэт изобразил переходный период от зимы к весне. Взгляд поэта необычен: весна и зима – не борющиеся времена года, а зима – любящая мать весны.Автору противоречивые чувства и ощущения, которые характерны для этого времени года, удалось передать при помощи антитезы «смеясь - плачет», фразеологизма «от счастья плачет». Звуки капели слышатся в словах «плачет», «колыбель»Деепричастия, в отличие от глаголов, помогают живописать сложное действие, которое производится неразрывно, одновременно.

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru