Расцвет мобильных жанров: публицистика, лирика, песня. Расцвет мобильных жанров: публицистика, лирика, песня. Публицистические статьи А. Н. Толстого: «Откуда пошла русская земля», «Фашисты ответят за свои злодеяния», «Лицо гитлеровской армии», «Ярость» и др. «Письма неизвестному американскому другу» Л. М. Леонова. Серия очерков И. Эренбурга «Война».
«Русский человек должен гордо нести свою голову через века прошлого и века будущего. «Русский человек должен гордо нести свою голову через века прошлого и века будущего. Красноармейский штык в наши дни восстанавливает истину и честь великого русского народа».
«Я это видел!» (1942): «Я это видел!» (1942): Можно не слушать народных сказаний, Не верить газетным столбцам, Но я это видел. Своими глазами. Понимаете? Видел. Сам. Нет! Об этом нельзя словами… Тут надо рычать! Рыдать! Семь тысяч расстрелянных в мёрзлой яме, Заржавленной, как руда.
Кто эти люди? Бойцы? Нисколько. Кто эти люди? Бойцы? Нисколько. Может быть, партизаны? Нет. Вот лежит лопоухий Колька – Ему одиннадцать лет. Бабка. Эта погибла стоя, Встала из трупов и так умерла. Лицо её славное и простое, Чёрная судорога свела.
Рядом истерзанная еврейка. Рядом истерзанная еврейка. При ней ребёнок. Совсем как во сне. С какой заботой детская шейка Повязана маминым серым кашне… Но даже и смерть для них не разлука: Невластны теперь над ними враги – И рыжая струйка из детского уха Стекает в горсть материнской руки.
Ров… Поэмой ли скажешь о нём? Ров… Поэмой ли скажешь о нём? Семь тысяч трупов. Семиты… Славяне… Да! Об этом нельзя словами. Огнём! Только огнём!
Ольга Бергольц. «Февральский дневник» (январь-февраль 1942) – о блокаде Ленинграда. «Ленинградская поэма» (июль 1942) – о «дороге жизни». Ольга Бергольц. «Февральский дневник» (январь-февраль 1942) – о блокаде Ленинграда. «Ленинградская поэма» (июль 1942) – о «дороге жизни». Илья Сельвинский. Циклы «Крым, 1941-1942», «Кавказ, 1942-1943». Алексей Сурков. «Декабрьский дневник».
Был день как день. Был день как день. Ко мне пришла подруга, не плача, рассказала, что вчера единственного схоронила друга, и мы молчали с нею до утра. Какие ж я могла найти слова, я тоже – ленинградская вдова.
Эпическая наполненность поэзии: эмоции приобретают всеобщий характер. Эпическая наполненность поэзии: эмоции приобретают всеобщий характер. Неразделённость судьбы поэта и народа, исчезновение дистанции между личным и общим, важно в стихотворении отразить какую-то грань всеобщей эмоции. Поэзия не только о героизме, но о сложности, трудности жизни на войне, о духовном напряжении, о взаимопомощи, национальном единении, которое помогает выстоять и противостоять врагу.
И мне любой дороже славы, И мне любой дороже славы, Что я ценой моей зимы Владею счастием и правом В стихах поставить «я» как «мы».
Горжусь, что в эти дни, как никогда, Горжусь, что в эти дни, как никогда, мы знали вдохновение труда. В грязи, во мраке, в голоде, в печали, где смерть, как тень, тащилась по пятам, такими мы счастливыми бывали, такой свободой бурною дышали, что внуки позавидовали б нам. О да, мы счастье страшное открыли – достойно не воспетое пока, - когда последней коркою делились, последнею щепоткой табака…
О да – иначе не могли О да – иначе не могли ни те бойцы, ни те шофёры, когда грузовики вели по озеру в голодный город. Да, мы не скроем: в эти дни мы ели землю, клей, ремни; но, съев похлёбку из ремней, вставал к станку упрямый мастер, чтобы точить орудий части, необходимые войне.
Стих-лозунг, стих-призыв, стихотворная листовка с плакатной образностью и схематизмом. Стих-лозунг, стих-призыв, стихотворная листовка с плакатной образностью и схематизмом. Песенная лирика: «Священная война» (1941) В. Лебедева-Кумача, «Песня смелых» (1941) А. Суркова и др. Стих–клятва: «Клятва» (июль 1941) А. Ахматовой, «Клятва над кровью» (1942) А. Суркова, «Клятва» (1942) И. Уткина и др.
Василий Иванович Лебедев родился в Москве, учился на историко-филологическом факультете МГУ. Василий Иванович Лебедев родился в Москве, учился на историко-филологическом факультете МГУ. 1919-1921 г. – пишет фельетоны, частушки, лозунги для агитпоездов. 1930-е г. – зачинатель жанра массовой советской песни. Большинство песен из кинофильмов «Весёлые ребята», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга» написаны с композитором И. О. Дунаевским.
«Марш весёлых ребят» (1934): «Нам песня строить и жить помогает…». «Марш весёлых ребят» (1934): «Нам песня строить и жить помогает…». «Песня о Родине» (1935): «Широка страна моя родная…». «Весёлый ветер» (1937): «А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер…». Кто привык за победу бороться, С нами вместе пускай запоёт: Кто весел – тот смеётся, Кто хочет – тот добьётся, Кто ищет – то всегда найдёт!
Вставай, страна огромная, Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой! Гнилой фашистской нечисти Загоним пулю в лоб, Отребью человечества Сколотим крепкий гроб! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, - Идёт война народная, Священная война!
«Песня смелых» (1941): «Песня смелых» (1941): Стелются чёрные тучи, Молнии в небе снуют, В облаке пыли летучей Трубы тревогу поют. С бандой фашистов сразиться Смелых Отчизна зовёт. Смелого пуля боится, Смелого штык не берёт.
Мы будем вас бить всё сильней час от часу, Мы будем вас бить всё сильней час от часу, Штыком и снарядом, ножом и дубьём, Мы будем вас жечь и глушить вас фугасом, Мы рот вам советской землёю забьём.
И та, что сегодня прощается с милым, И та, что сегодня прощается с милым, Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянёмся, клянёмся могилам, Что нас покориться никто не заставит.
Клянусь: назад ни шагу! Клянусь: назад ни шагу! Скорей я мёртвый сам На эту землю лягу, Чем эту землю сдам. Клянусь, мы будем квиты С врагом. Даю обет, Что кровью будут смыты Следы его побед. А если я нарушу Ту клятву, что даю, А если вдруг я струшу Перед врагом в бою, Суровой мерой мерьте Позор моей вины. Пусть покарает смертью Меня закон войны!
Легковесный оптимизм стихов первых месяцев войны сменяется осознанием трагедии и величия народа. Легковесный оптимизм стихов первых месяцев войны сменяется осознанием трагедии и величия народа. В лирике складывается интонация выстраданной правды, появляется новое, правдивое осмысление войны. Переосмысляется тема Родины, появляется ощущение слитности с историей нации.
Когда на смерть идут, - поют. Когда на смерть идут, - поют. А перед этим можно плакать, Ведь самый страшный час в бою – Час ожидания атаки… Мне кажется, что я магнит, Что я притягиваю мины. Разрыв – и лейтенант хрипит. И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать Но мы уже не в силах ждать И нас ведёт через траншеи Окоченевшая вражда, Штыком дырявящая шеи. Бой был коротким. А потом Глушили водку ледяную И выковыривал ножом Из-под ногтей я кровь чужую.
Я ушла из детства в грязную теплушку, Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал Ко всему привыкший сорок первый год. Я пришла из школы в блиндажи сырые, От Прекрасной Дамы – в «мать» и «перемать», Потому что имя ближе, чем Россия, Не могла сыскать.
Я только раз видала рукопашный. Я только раз видала рукопашный. Раз – наяву и сотни раз во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.
Война ж совсем не фейерверк, Война ж совсем не фейерверк, А просто трудная работа, Когда черна от пота – вверх Скользит по пахоте пехота.
Нам не дано спокойно сгнить в могиле, - Нам не дано спокойно сгнить в могиле, - Лежим навытяжку и приоткрыв гробы, - Мы слышим гром предутренней пальбы, Призыв охрипшей полковой трубы С больших дорог, которыми ходили. Мы все уставы знаем наизусть. Что гибель нам? Мы даже смерти выше. В могилах мы построились в отряд, И ждём приказа нового. И пусть Не думают, что мёртвые не слышат, Когда о них потомки говорят.
1938 г. – закончил Лит. и-т им. Горького 1938 г. – закончил Лит. и-т им. Горького Поэмы «Ледовое побоище» (1938), «Суворов» (1939). Поэма –баллада «Сын артиллериста» (1941). Стихотворения «Жди меня, и я вернусь…» (1941), «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» (1941), «Смерть друга» (1942).
Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины, Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди. Как слёзы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси! – И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси. Слезами измеренный чаще, чем вёрстами, Шёл тракт, на пригорках скрываясь от глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась.
Как будто за каждою русской околицей, Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в Бога не верящих внуков своих. Ты знаешь, наверное, всё-таки Родина – Не дом городской, где я празднично жил, А эти просёлки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил.
По русским обычаям, только пожарища По русским обычаям, только пожарища На русской земле раскидав позади, На наших глазах умирают товарищи, По-русски рубаху рванув на груди. Нас пули с тобою пока ещё милуют. Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я всё-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился, За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.
Первый заговорил о значении нравственных ценностей, обретённых на войне. Первый заговорил о значении нравственных ценностей, обретённых на войне. Открытие нового чувства дружбы на войне. Равенство перед смертью рождает чувство братства, высокий нравственный закон: «хлеб пополам, кров пополам». В дружбе появляется ощущение ценности другого человека, чувство вины, что друзья умирают вместо тебя. «Смерть друга» (1942): «Неправда, друг не умирает, Лишь рядом быть перестаёт…»
Испытание войной испытывает и чувство любви. Испытание войной испытывает и чувство любви. Мир интимных чувств даёт опору для гражданского мужества. Не только о верности мужчине, но и о верности идеальному строю чувств.
«Рассказ танкиста» (1941) – героический пафос, подвиг танкистов и «мальчонки». «Рассказ танкиста» (1941) – героический пафос, подвиг танкистов и «мальчонки». Сценки войны, быт солдат, психология человека на войне: «Армейский сапожник» (1942), «Ночлег» (1944), «На походе» (1944), «О скворце» (1945). Лирика эпична: рисует другого человека, взгляд народа, с которым сливается авторский голос: «Ни к чему добреть солдатке, коли мужа ждёт с войны», «Мол, война себе войной, а плодиться надо».
Мирные ценности на войне становятся более ценными: «поймёшь, как сладок сон, как радостен ночлег», «поймёшь, как дорог дом, как отчий угол свят», «поймёшь, как дорог друг, как дорог каждый свой». Мирные ценности на войне становятся более ценными: «поймёшь, как сладок сон, как радостен ночлег», «поймёшь, как дорог дом, как отчий угол свят», «поймёшь, как дорог друг, как дорог каждый свой». Философские образы – дом, дорога. Дорога войны объединяет людей, это общая дорога на Берлин, к победе.
Жестокость войны. Сопереживание гибели человека. Смерть страшна, когда это чувство индивидуально. Жестокость войны. Сопереживание гибели человека. Смерть страшна, когда это чувство индивидуально. Среди большой войны жестокой, С чего – ума не приложу, - Мне жалко той судьбы далёкой, Как будто мёртвый, одинокий, Как будто это я лежу, Примёрзший, маленький, убитый На той войне незнаменитой, Забытый, маленький, лежу.
Родился в крестьянской семье на Смоленщине. Родился в крестьянской семье на Смоленщине. Первый сборник - «Провода в соломе» (1927 г.). Песенная лирика 1930-1940-х г. отразила умонастроение миллионов, народный взгляд: «Катюша» (1938), «Ой, туманы мои, растуманы…» (1942), «Огонёк» (1942), «В лесу прифронтовом» (1942), «Враги сожгли родную хату…» (1945), «Летят перелётные птицы…» (1947),«Ой, цветёт калина…» (1949).
«Не осуждай меня, Прасковья, «Не осуждай меня, Прасковья, Что я пришёл к тебе такой: Хотел я выпить за здоровье, А должен пить за упокой. Сойдутся вновь друзья, подружки, Но не сойтись вовеки нам…» И пил солдат из медной кружки Вино с печалью пополам. Он пил – солдат, слуга народа, И с болью в сердце говорил: «Я шёл к тебе четыре года, Я три державы покорил…» Хмелел солдат, слеза катилась, Слеза несбывшихся надежд, И на груди его светилась Медаль за город Будапешт.
Летят перелётные птицы Летят перелётные птицы В осенней дали голубой, Летят они в жаркие страны, А я остаюся с тобой. А я остаюся с тобою, Родная навеки страна; Не нужен мне берег турецкий, И Африка мне не нужна.
Немало я стран перевидел, Немало я стран перевидел, Шагая с винтовкой в руке, Но не было горше печали, Чем быть от тебя вдалеке. Немало я дум передумал С друзьями в далёком краю, Но не было большего долга, Чем выполнить волю твою.
Пускай утопал я в болотах, Пускай утопал я в болотах, Пускай замерзал я на льду, Но если ты скажешь мне снова, - Я снова всё это пройду. Надежды свои и желанья Связал я навеки с тобой, С твоею суровой и ясной, С твоею завидной судьбой.
Летят перелётные птицы Летят перелётные птицы Ушедшее лето искать, Летят они в жаркие страны, А я не хочу улетать; А я остаюся с тобою, Родная моя сторона, Не нужно мне солнце чужое, Чужая земля не нужна.
Исследование истоков героизма московской школьницы Зои Космодемьянской, ставшей партизанкой в 1942 году и казнённой фашистами. Исследование истоков героизма московской школьницы Зои Космодемьянской, ставшей партизанкой в 1942 году и казнённой фашистами. 3 части: 1 часть – довоенная жизнь, открытие нравственной нормы; 2 часть – чувство долга, сроднённость с людьми; 3 часть – подвиг как следствие нравственной нормы. Лирическое начало, авторский голос вспоминает о своей дочке (погибла), через своё материнское чувство понимает Зою.
Босиком, Босиком, в одной рубашке рваной Зою выгоняли на мороз. Жить… Потом не жить… Что это значит? Видеть день… Потом не видеть дня… Это как? Зачем старуха плачет? Кто её обидел? Жаль меня? Почему ей жаль меня? Не будет Ни земли, ни боли… Слово «жить»…
Граждане, Граждане, не стойте, не смотрите. (Я живая, - голос мой звучит.) Убивайте их, травите, жгите! Я умру, но правда победит! Родина! – Слова звучат, как будто Это вовсе не в последний раз… Всех не перевешать, много нас! Миллионы нас!...
Сын, лейтенант Вадим Антокольский, погиб в 1942 г. Сын, лейтенант Вадим Антокольский, погиб в 1942 г. Реквием, скорбь отца по сыну, поэма о всех погибших сыновьях. Стремление понять сына, осмысление роста, взросления мальчика. 4 глава – философские обобщения. Индивидуальная судьба приподнимается до символа: прерваны мечты, надежды, созидание. Размышления, равны ли мёртвые. Сопоставление двух убитых сыновей в социальном и философском смысле: комсомолец и фашист, человек и палач. Не оправдывая убийцу сына, поэт рассматривает причины, сформировавшие его.
http://prezentacija.biz/ http://prezentacija.biz/ Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех