Лермонтов в воспоминаниях современников Автор проекта: Учениця 9 А класу Панасюк Тетяни
Некоторые характеризуют его как человека злого, тщеславного и мстительного, с уродливым лицом и маленькими злыми глазками. Другие же видят его в совершенно ином свете. Его гений скрашивает черты лица, а сам Лермонтов становится добрым и отзывчивым.
Сравним
Например, родственник поэта М.Н.Лонгинов писал, что на портрете, написанном художником А.Челышевым, изображён истинный Лермонтов: круглое лицо, высокий лоб, добрые карие глаза, прямой нос и щёгольские усики над пухлым ртом.
Но разве возможно согласовать этот портрет с гравюрой художника В.А.Фаворского на дереве, где Лермонтов изображен с болезненным лицом, неправильными чертами, узеньким подбородком, коротким, вздернутым носом?
И не только художники, но и простые люди видели внешность поэта по-разному.
Современник Лермонтова, М.Е.Меликов, писал: ”Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, умные, с черными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны”.
Даже о глазах Лермонтова во всех складывалось свое впечатление: Одних поражали большие глаза поэта Других - выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазками Третьим глаза поэта кажутся большими и неподвижными Четвертые вообще считают, что у Лермонтова вместо глаз две щели, наполненные злобой и умом
Тот же самый Меликов пишет: Мужчина во цвете сил, с пламенными, но грустными по выражению глазами, приветливыми, с душевной теплотой…”
А, например, А.И. Тургенев считал, что его глаза никогда не смеялись, даже когда сам он смеялся. Разногласия о внешности касались не только глаз. Е.П. Ростопчиной он казался мало симпатичным, однако М.Б. Лобанов-Ростовский считает, что хоть поэт некрасив и мал ростом, у него очень милое лицо. Сардоническая улыбка, что-то зловещее и трагическое в фигуре, задумчивая презрительность, сумрачная и недобрая сила, тяжелый взор – всё это вызывало неприятное отношение у вышеупомянутого Тургенева.
Кстати, и Ростопчина впоследствии поменяла своё мнение. Теперь она считала, что "эта некрасивость уступила силе выражения и почти исчезала, когда гениальность преобразила простые черты его лица”.
характер
Не только внешность, но и характер современники изображают так несхоже, что временами кажется, что речь идет о двух Лермонтовых! Ростопчина упоминает в письме к Дюма, что двух дней было довольно, чтобы связать их дружбой, А.В. Васильев и А.А. Столыпин в один голос твердят про то, что поэт никогда не лгал, про то, что ложь была чужда ему, про его настойчивость и доброжелательность. Николай I думает про Лермонтова с отвращением. Двоюродный брат М.А. Пожогин-Отрашкевич говорил, что Лермонтов был добрый, чувствительный, услужливый и настойчивый.
А.В.Дружинин упоминает, что, умея любить, Лермонтов также умел глубоко ненавидеть. Очень важно мнение Е.А. Сушковой, который поэт клялся в любви до того момента, как она сама в него влюбилась И ведь что странно: она считала его некрасивым, низким и самовлюбленным, и лишь из-за его характера она смогла в него влюбиться.
Ярче всего мы видим разногласия в отзывах современников по поводу смерти Лермонтова. “Все плакали, как малые дети”, - говорил С.А. Раевский. “Вы думаете, все плакали? – с раздражением рассказывал много лет спустя священник В.Д.Эрастов, отказавшийся совершать обряд отпевания Лермонтова. – Все радовались”. А.Я.Булгаков, А.В.Дружинин, П.А.Вяземский, В.Г.Белинский и Ростопчина сетовали о том, что он убит – и убит не черкесом, не чеченцем на войне, а убит русским на дуэли.
близкий друг поэта Раевский Святослав Афанасьевич М.Ю. Лермонтов на смертном одре. 1841 г. Холст, масло.
Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую лермонтовскую характеристику. И это его сочинения, в которых он отразился весь. Читая лирические стихи и бурные романтические поэмы, драматические и прозаические произведения, такие как ”Маскарад”, “Герой нашего времени”, мы видим, что главные герои схожи с самим поэтом. Лермонтов принадлежит к числу поэтов, которых принято называть субъективными. Его произведения отражают прежде всего его собственный внутренний мир, его надежды и разочарования и частые контрастные смены душевных состояний.
Герои Лермонтова – часть его самого, его стихотворения – самая полная его биография. Поэтому его лучшие современники – это его книги.
А.А. Столыпин М.Б. Лобанов-Ростовский