Образ Лермонтова в живописи и в воспоминаниях современников
История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа… «Предисловие к «Журналу Печорина» Кажется, он сам, если не сознавал ясно, то более или менее смутно чувствовал в себе то «не совсем человеческое», чудесное или чудовищное, что надо скрывать от людей, потому что этого люди никогда не прощают. Д.С.Мережковский
Портрет Произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-либо определенного человека или группы людей. 2. Описание внешности персонажа в литературном произведении.
Ф.О.Будкин М.Ю.Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1834.
П.Е.Заболотский М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. 1837.
А.И.Клюндер М.Ю.Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка. 1838.
К.А.Горбунов М.Ю.Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка. 1841.
«Несмотря на все старания художников, они не сумели схватить жизнь лица, оказались бессильны в передаче духовного облика Лермонтова, ибо в этих изображениях нет главного – нет поэта!» И.Андроников - Согласны ли вы с мнением известного лермонтоведа?
Рисунок Д.П.Палена. 1840.
Автопортрет М.Ю.Лермонтова. 1837-1838.
Периодизация творчества
Неуловимые черты поэта ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов: “Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой. Глаза эти с умными чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны...” Художник М.Е.Меликов. Тот же Меликов при встрече с Лермонтовым через десять лет: “... Он был одет в гусарскую форму. В наружности его я нашёл значительную перемену. Я видел уже перед собой не ребёнка и юношу, а мужчину во цвете лет, с пламенными, но грустными по выражению глазами, смотрящими на меня приветливо, с душевной теплотой”.
То же отмечает и писатель И.И.Панаев: “...умные и пронзительные чёрные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго”. Вот описание наружности Лермонтова, данное И.С.Тургеневым, который видел его дважды: “В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ”. П.Ф.Вистенгоф, вольнослушатель Московского университета в 1831-1832 годах, не любивший Лермонтова, увидел его глаза другими: “Как удар молнии, сверкнули глаза его. Трудно было выдержать этот неприветливый, насквозь пронизывающий взгляд... Ядовитость во взгляде Лермонтова была поразительна”.
Каким предстает Лермонтов в отношениях с самыми близкими людьми и наедине с самим собой? «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал; её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если бы услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать». Он полюбил впервые в десятилетнем возрасте, на Кавказе. Вспоминая через пять лет златокудрую девочку и Кавказские горы, он написал в тетрадку свою: «Говорят (Байрон), что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки». В восемнадцать лет он писал в письме к М.А.Лопухиной, старшей сестре Вареньки Лопухиной: «Назвать вам всех, у кого я бываю? Я - та особа, у которой бываю с наибольшим удовольствием...»
В письме М.А.Лопухиной от 23 декабря 1834 года (в 20 лет) Лермонтов критически раскрывает свою внутреннюю напряжённую жизнь: “Милый друг! Что бы ни случилось, я никогда не назову вас иначе, это значило бы порвать последние нити, связывающие меня с прошлым, а этого я не хотел бы ни за что на свете, так как моя будущность, блистательная на вид, в сущности пошла и пуста. Должен вам признаться, с каждым днём я всё больше убеждаюсь. что из меня никогда ничего не выйдет: со всеми моими прекрасными мечтаниями и ложными шагами на жизненном пути, мне или не представляется случая, или недостаёт решимости. Мне говорят, что случай когда-нибудь выйдет, а решимость приобретается временем и бытностью!.. А кто порукою, что, когда всё это будет, я сберегу в себе хоть частицу пламенной, молодой души, которою Бог одарил меня весьма некстати, что моя воля не истощится от выжидания, что, наконец, я не разочаруюсь окончательно во всём том, что в жизни служит двигающим стимулом?”
Не только внешность, но и характер Лермонтова современники изображают между собой так несхоже, что временами кажется, словно речь идёт о двух Лермонтовых. Одним он кажется холодным, желчным, раздражительным. Других поражает живостью и весёлостью. Одному вся фигура поэта внушает безотчётное нерасположение. Другого он привлекает “симпатичными чертами лица”. “Язвительная улыбка”, “злой и угрюмый вид”, - читаем в записках светской красавицы. “Скучен и угрюм”, - вторит другая. “Высокомерен”, “едок”, “заносчив”, - это из отзывов лиц, принадлежавших к великосветскому обществу. А человек из другого круга - кавказский офицер А.Есаков, бывший ещё безусым в ту пору, когда познакомился с Лермонтовым, - вспоминает: “Он школьничал со мной до пределов возможного, а когда замечал, что теряю терпение (что, впрочем, недолго заставляло себя ждать), он, бывало, ласковым словом, добрым взглядом или поцелуем тотчас уймёт мой пыл”.
Проблемный вопрос: - Почему Лермонтов был человеком столь противоречивого сознания, как все это совмещалось в одном человеке?
Лермонтов осознает, что он «не совсем человек» «в человеческом облике», «существо иного порядка, иного измерения», и боится, как бы этого не узнали другие. И потому хочет казаться «не великим, а самым обыкновенным человеком, точь-в-точь как все». Д.С.Мережковский
Портреты М.Ю.Лермонтова
Спасибо за урок!