«Твой проект. Подготовка к ГИА» Тема: Обособленное обстоятельство Выполнил: обучающийся 9а класса МОУ-СОШ№1 Спиренков Влад руководитель: учитель русского языка Перевозная О.В.
Теория Деепричастные обороты и одиночные деепричастия обособляются независимо от места, занимаемого ими в предложении: На десятые сутки, сидя на крыше товарного вагона, весело подкатил Бумбараш к родному краю. (Гайдар) Бумбараш постоял, раздумывая, не лучше ли будет убраться отсюда подальше. (Гайдар)
Теория Два деепричастных оборота, или два одиночных деепричастия, или деепричастный оборот и деепричастие, соединенные неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, если относятся к одному и тому же сказуемому. В этом случае они являются однородными членами предложения и обособляются как одно целое: Пьер, приподняв плечи и разинув рот, слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря ушам своим. (Л. Толстой) Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. (Чехов) Сутулясь и не снимая шапки, он прошел в комнату.
Теория Внимание! Обратите внимание на предложения с деепричастными конструкциями, в которых запятая стоит и перед союзоми, и после него: Хаджи Мурат остановился, бросив поводья, и , привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул ее. (Л. Толстой) Первый деепричастный оборот относится к предшествующему сказуемому (остановился), а второй — к последующему (вынул). Каждый из деепричастных оборотов обособляется по отдельности, так как деепричастия здесь не являются однородными. Союз и соединяет здесь однородные сказуемые: остановился и бросил.
Практическое задание ГИА В11 Задание 1 Среди предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. 1. Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина! 2. Честно говоря, редкостные люди нас окружают, Елена! 3. И он с восторгом поставил картину перед Ленкой, наблюдая за выражением её лица. 4. - Ну, как она тебе? Правда, хороша?
Практическое задание ГИА В11 Задание 2 Среди предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. 1. После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. 2. Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. 3. А тут пришла днём и, забыв снять плащ, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. 4. Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых.
Практическое задание ГИА В11 Задание 3 Среди предложений найдите предложения с обособленным (-ыми) обстоятельством (-ами) 1. Шёл первый час ночи, когда я вышел на кухню, чтобы успокоиться. 2. А на кухне горел свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. 3. Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. 4. Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся.
Практическое задание ГИА В11 Задание 4 Среди предложений найдите предложения с обособленным (-ыми) обстоятельством (-ами) 1. Стояла поздняя осень, за окном лил дождь, стучало железо на крыше. 2. Я не мог заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. 3. Мы не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. 4. В такие минуты думаешь о какой-то безысходности.
Практическое задание ГИА В11 ОТВЕТЫ Задание 1 - 3 Задание 2 - 3 Задание 3 - 4 Задание 4 - 3