Обособленные обстоятельства. 8 класс учебник под редакцией Р. Н. Бунеева учитель русского языка и литературы Осинцева Лариса Анатольевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Таштагола, Кемеровской области
Повторим 1. Какой второстепенный член предложения называется обстоятельством? Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемые или другие члены предложения. При синтаксическом разборе предложения обстоятельства подчеркиваются пунктирной линией и точкой (тире, точка, тире). 2. Какими частями речи могут быть выражены обстоятельства? 3. Какие виды обстоятельств вам известны?
Обстоятельства в предложениях могут быть выражены четырьмя частями речи: Обстоятельства в предложениях могут быть выражены четырьмя частями речи: 1)наречием. Дворник встает рано; 2)деепричастием или деепричастным оборотом. Он бежал не оглядываясь. Мужики, увидев помещика, сняли шапки; 3)инфинитивом Все отправились на улицу (зачем?) расчищать снег; 4)существительным Я приехал в столицу (зачем?) на экскурсию.
Выделите смысловые отрезки. Вылетев из Африки в апреле к берегам отеческой земли , длинным треугольником летели, утопая в небе, журавли. Вылетев из Африки в апреле к берегам отеческой земли утопая в небе едложенявляются деепричастные обороты?
Каким членами предложения являются деепричастные обороты? Как по - другому можно назвать эти смысловые отрезки? Обособленными обстоятельствами.
Он сидел против меня,/ облокотившись на перила,/ и,/ притянув к себе ветку сирени/, обрывал с неё листья. Смысловые отрезки: облокотившись на перила притянув к себе ветку сирени являются деепричастными оборотами и выделяются на письме с двух сторон. Такие смысловые отрезки называются обособленными обстоятельствами.
Теоретический материал Обособляются смысловые отрезки , выраженные деепричастием. Всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом . Зашевелились северные тучи и,/ хмурясь/, заволокли небо. Подул ветерок, /прошумев в прибрежных камышах/, и снова затих.
Если обособленные обстоятельства являются однородными и выражены деепричастными оборотами, запятая ставится в соответствии с правилами , общими для всех однородных членов предложения. /Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны/, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.
Если деепричастный оборот относится к одному из однородных сказуемых, соединённых союзом, запятая ставится после этого союза. Ростов принял шутку за оскорбление и, /вспыхнув/, наговорил офицеру неприятных вещей.
Всегда обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием или двумя одиночными деепричастиями, связанными союзом. /Ворча и оглядываясь/, Каштанка вошла в комнату. Каштанка, /ворча и оглядываясь/, вошла в комнату.
Со словами голова. рукава, руки вспомните фразеологизмы сломя голову спустя рукава не покладая рук Какими словами можно заменить эти обороты? Быстро Плохо Хорошо Не обособляются фразеологические обороты, если они близки к наречиям. Они работали засучив рукава.
От деепричастий следует отличать наречия СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Обстоятельства, выраженные такими словами, не обособляются. Он стоял молча. Авилов нехотя добрался до ворот.
Выделяются на письме Обстоятельства уступки, которые отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? Например: На улице, несмотря на мороз, было многолюдно; Обстоятельства сравнения, отвечающие на вопрос КАК? Например: Голова у нее острижена, как у мальчишки
1. Выпишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства. 1) Он примчался сюда не переводя духа. 2) Глубокой ночью, прогрохотав на стрелках, поезд подкатил к селу. 3) Сорока вспорхнула и, распустив хвост, полетела прочь. 4) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки.
2. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обособленными обстоятельствами. 1) Залаяв_ кинулась прочь_ целая свора собак. 2) Обняв руками колени _ и _ положив на них подбородок _ она смотрела на реку. 3) Он стоял возле нее и глядел _ разинув рот. 4) Вспыхнув _ она отвернулась и вышла из комнаты, 5) Так и жила она без любви _ только надеясь на нее.
3. Выпишите номера предложений, в которых правильно поставлены знаки препинания при обособленных обстоятельствах. 1) Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы. 2) Медвежата согрелись и уснули, а, проснувшись, стали выть. 3) Она слушала его затаив дыхание. 4) Ребята носились вокруг, сломя голову. 5) Дядя Яков настраивал гитару, а настроив, начинал играть.
4. Выпишите номера предложений, в которых неправильно поставлены знаки препинания при обособленных обстоятельствах. 1) Пошучивая и хохоча от души они прошли все расстояние незаметно. 2) С утра до поздней ночи работал Федор не покладая рук. 3) Подруга обернувшись остановилась. 4) Спустя три часа его повели на допрос. 5) Они шли, не торопясь.
Выпишите номера предложений, в которых неправильно поставлены знаки препинания при обособленных обстоятельствах. 1) Речка, вследствие таяния снегов, вышла из берегов. 2) Охота в заповедниках согласно принятому постановлению запрещена. 3) Несмотря на отступление у бойцов было бодрое настроение. 4) Он мчался, высунув язык. 5) Несмотря на холод в хате, Галя стояла босая.
Использованная литература Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, Н. А. Исаева Русский язык 8 класс Методические рекомендации для учителя Москва, Баласс, 2006 Е. В. Сергеева Сборник тестов, упражнений и диктантов Сага, Санкт-Петербург, 2001 http://egelegko.blogspot.com/2010/05/blog-post_5457.html