Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Истории из малахитовой шкатулки» (по сказу Павла Бажова «Хрупкая веточка») Разработан: Гордеевой Татьяной Борисовной, учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории и Текмаевой Евгенией Владиславовной учителем изобразительного искусства высшей квалификационной категории МОУ Школа № 20 г. Губаха, Пермского края Декабрь 2010 г.
"Истории из малахитовой шкатулки"
Распределите слова по жанрам
Павел Бажов родился 28 января 1879 года и прожил жизнь на Урале. Его детство и отрочество прошли в рабочей среде, городке Сысерти (город в Свердловской области). Он видел и познавал нравы, обычаи уральских горнорабочих, Людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии.. откуда вышли: писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк, изобретатель радио А. С. Попов, собиратель прикамского фольклора В. Н. Серебренников
В 1899 г. Павел Бажов стал народным учителем Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревеньке Шайдурихе. Во время школьных каникул в течение 15 лет странствовал по родному краю, пытливо изучал труд и быт камнерезов и горняков. Эти наблюдения и легли в основу творчества писателя. Главная книга Бажова “Малахитовая шкатулка” осталась незаконченной, Он писал её с 1936 года и до последних дней жизни. “Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища”- говорил писатель.
Образ Хозяйки Медной горы в горнорабочем фольклоре имеет различные варианты:
"Две ящерки"
Странные горы на Урале. Их ведь и не видно почти. Потому что уральские горы в недра уходят глубже, чем в небо. Урал словно опрокинут сам в себя, в землю. Урал – удивительные «горы внутри». Внутри планетарного панциря земной коры, внутри России. Уральские горы по каменным плитам Ведут за собой нас в страну малахита. В страну, где не счесть драгоценных камней, В страну работящих и добрых людей. В.Степанов
Уральские самоцветы Аметист Хризолит Турмалин Топаз Корунд Ваза из яшмы Хрусталь Лазурит
малахит Двести шахт за двести лет источили Медную гору до основания. Сейчас её нет, как нет больше на Урале и самого малахита – весь выбрали. Остались только сказы Бажова – и языческая власть самоцветов. Унылый пустырь на месте рудника Гумёшки удручал ещё самого Бажова. Но память о сказочной Медной горе осталась в музеях.
малахит В словаре В.И.Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений. Своё название этот красивый поделочный камень получил за характерный цвет (от греч. «малахе» - «мальва» род трав семейства мальвовых). Лучшие образцы малахита отличаются нежно-зелёной окраской.
Месторождения уральского малахита были открыты в 1635 году, но первоначально малахит использовался лишь в качестве медной руды. Сейчас он широко известен как ювелирный и поделочный камень. Малахитом облицовывают колонны и стены, из него вырезали вазы и чаши. В Государственном Эрмитаже, хранится около 200 малахитовых ваз, столешниц и торшеров.
Ваза. Петергоф. 1830 г. Часы каминные. XIX век. Кувшинчик. Санкт-Петербург. Эрмитаж. 1840 – 1850 гг.
современные изделия мастеров из уральских камней
Занялся тут Митюха соком да змеевиком. Немало перебрал. Ну, выбрал и сделал со смекалкой. Попотел. Ягодки-то крыжовника сперва половинками обточил, потом внутре-то выемки наладил да ещё, где надо, желобочки прошёл, где опять узелочки оставил, склеил половинки да тогда их начисто обточил. Живая ягодка-то вышла. Листочки тоже тонко из змеёвки выточил, а на корешок ухитрился колючки тонёхонькие пристроить. Однем словом, сортовая работа. В каждой ягодке ровно зёрнышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись. Ну, как есть настоящие.
Разноуровневое домашнее задание: Найти стихи об Урале. 2. Сочинить четверостишие об уральских камнях. 3. Составить кроссворд из предложенных слов: геолог, камень, порода, малахит, флюорит, Урал, змеевик, бирюза. 4. Придумать ребусы по теме урока. 5. Составить синквейн о сказах.
синквейн Сказы Волшебные, народные Вдохновляют, повествуют, хранят. Отражают жизнь и быт горняков. Истории
репортаж с урока
работы учащихся 5 класса Евгения Ким «Земляничка» Саша Гуркин «Черёмуха» Дарья Власова «Ранетки» Полина Чиркова «Крыжовник» Настя Свешникова «Барбарис» Анна Мелехова «Калина»Анна Морозова «Крыжовник»