Обучающая: обучение сопоставительному анализу произведений различных видов искусства, созданию словарной статьи для «Словаря литературоведческих терминов и понятий». Обучающая: обучение сопоставительному анализу произведений различных видов искусства, созданию словарной статьи для «Словаря литературоведческих терминов и понятий». Развивающая: развитие навыков исследовательской деятельности, формирование диалектического мышления в результате межпредметного синтеза. Воспитательная: воспитание гуманного отношения к ближнему, внутренней потребности в духовной стороне жизни
Всё суета, всё проходящий сон. Всё суета, всё проходящий сон. И свет звезды, свет гибели мгновенной, И человек ничто, пылинка в мире том, Но боль его громаднее вселенной. Ф. Тютчев. Он проповедовал любовь Враждебной силой отрицанья. Н. Некрасов.
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» Ев. От Иоанна гл.13 ст.34
«Возлюби ближнего своего, как самого себя» «Возлюби ближнего своего, как самого себя» Ев. От Матфея гл.22 ст.39
«Итак,во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» Ев. От Матфея гл.7 ст.12
ОН БЫЛ ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК… Музыка Александра Даргомыжского Слова Петра Вейнберга Он был титулярный советник, Она - генеральская дочь; Он робко в любви объяснился, Она прогнала его прочь. Пошел титулярный советник И пьянствовал с горя всю ночь - И в винном тумане носилась Пред ним генеральская дочь... <1859>, слова 1859, музыка ОН БЫЛ ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК… Музыка Александра Даргомыжского Слова Петра Вейнберга Он был титулярный советник, Она - генеральская дочь; Он робко в любви объяснился, Она прогнала его прочь. Пошел титулярный советник И пьянствовал с горя всю ночь - И в винном тумане носилась Пред ним генеральская дочь... <1859>, слова 1859, музыка
К литературному типу «лишнего человека» относят Евгения Онегина, Печорина, Обломова, героев романов Тургенева (Рудина, Лаврецкого). Так называют дворян, не нашедших своего места в жизни, не увидевших применения своим силам, нередко слабых, безвольных. К литературному типу «лишнего человека» относят Евгения Онегина, Печорина, Обломова, героев романов Тургенева (Рудина, Лаврецкого). Так называют дворян, не нашедших своего места в жизни, не увидевших применения своим силам, нередко слабых, безвольных. Литературный тип «благородного разбойника» возник в романтической литературе. Это человек «благородного происхождения (дворянин), который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона, становится разбойником, «изгоем», «отверженным». Благородные разбойники борются за справедливость, мстят своим обидчикам. Таков Владимир Дубровский (роман А.С. Пушкина «Дубровский»), капитан Копейкин («Мертвые души» Н.В. Гоголя)
Литературный тип «маленького человека» сложился в русской прозе 1830-1840 гг. «Маленький человек» - это, как правило, бедный чиновник, незаметный, стоящий на одной из низших ступеней социальной лестницы. Духовный мир «маленького человека» скуден, малоинтересен. Однако авторы произведений, изображая их, подчеркивают, что даже такое жалкое, беззащитное, бесправное существо достойно уважения и сострадания. Классические образы «маленьких людей» созданы А.Пушкиным (Самсон Вырин в «Станционном смотрителе») и Н. Гоголем (Акакий Башмачкин в «Шинели»). Литературный тип «маленького человека» сложился в русской прозе 1830-1840 гг. «Маленький человек» - это, как правило, бедный чиновник, незаметный, стоящий на одной из низших ступеней социальной лестницы. Духовный мир «маленького человека» скуден, малоинтересен. Однако авторы произведений, изображая их, подчеркивают, что даже такое жалкое, беззащитное, бесправное существо достойно уважения и сострадания. Классические образы «маленьких людей» созданы А.Пушкиным (Самсон Вырин в «Станционном смотрителе») и Н. Гоголем (Акакий Башмачкин в «Шинели»).
Павел Федотов Павел Федотов (1815-1852) « Свежий кавалер» (Утро чиновника)
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, .. и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, .. и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» А.П. Чехов
С какими словами после нашего урока вы бы обратились к людям, живущим рядом с вами? С какими словами после нашего урока вы бы обратились к людям, живущим рядом с вами?
- Не будьте глухими и слепыми к чужому несчастью. Пусть в ваших сердцах найдется место сочувствию и состраданию. - Не будьте глухими и слепыми к чужому несчастью. Пусть в ваших сердцах найдется место сочувствию и состраданию. - Любите друг друга, будьте друг к другу добры. - Руководствуйтесь в жизни «Золотым правилом»
Урок подготовлен учителем русского языка, литературы и МХК Урок подготовлен учителем русского языка, литературы и МХК МОУ «СОШ №2» города Емвы Княжпогостского района Республики Коми Захаровой Валерией Артуровной