учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2» г. Шумерля ЧР Халилулина Галина Ивановна
В нас век прагматизма и подмены критериев истинной значимости человека на первый план выдвигается рационализм. Одна из проблем нашего общества – «безработность» души, которую подменяет разум. В нас век прагматизма и подмены критериев истинной значимости человека на первый план выдвигается рационализм. Одна из проблем нашего общества – «безработность» души, которую подменяет разум. Обращение к повести Н.М. Карамзина обусловлено тем, что герои его повести в своих поступках руководствуются чувствами, «мыслят чувствами». С точки зрения Карамзина, критерием оценки жизни человека является его близость к живой природе и народному духу. Главной ценностью в жизни, по Карамзину, является внутренний мир человека – «жизнь сердца». Анализируя, размышляя, сопереживая, ученик – читатель учится понимать жизнь и самого себя, учится строить свои отношения с реальной действительностью, а образы ведут к решению вопроса: «Как надо жить – чувствами или разумом?»
Формирование компетентности при анализе художественного произведения. Формирование компетентности при анализе художественного произведения. Умение видеть проблему и решение её писателем. Умение делать лингвостилистический анализ текста. Формирование критического мышления, навыков работы в команде. Формирование навыков самостоятельной работы с разными источниками.
Научить обрабатывать и обобщать собранный материал. Научить обрабатывать и обобщать собранный материал. Научить делать лингвостилистический анализ текста. Высказывать собственную точку зрения на проблему. Научить кратко излагать свои мысли.
«Как надо жить – чувствами или разумом?» «Как надо жить – чувствами или разумом?»
Почему Н.М Карамзин в своей повести обращается к историческому прошлому русского народа? Почему Н.М Карамзин в своей повести обращается к историческому прошлому русского народа? Что, с точки зрения автора, является главной ценностью в жизни? Как он решает эту проблему в повести? В чем проявилась «жизнь сердца» в повести ? Оказывает ли на формирование характера среда «обыкновенного быта»?
Историческая основа повести. Историческая основа повести. Внешний облик. (Какие средства выразительности использует автор в описании внешнего облика). Отношение автора к своей героине.
Историческая основа повести Историческая основа повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» (исследовательская работа учащихся в форме презентации)
Внешний портрет героини через лингвостилистический анализ Внешний портрет героини через лингвостилистический анализ (исследовательская работа учащихся представлена в презентации)
«…описание дневных упражнений человека есть вернейшее изображение его сердца. По крайней мере, я так думаю и с дозволения моих любезных читателей опишу, как Наталья, боярская дочь, проводила время свое от восхода до заката красного солнца» «…описание дневных упражнений человека есть вернейшее изображение его сердца. По крайней мере, я так думаю и с дозволения моих любезных читателей опишу, как Наталья, боярская дочь, проводила время свое от восхода до заката красного солнца» Н.М. Карамзин
«Чудное дело! Любовники никогда не могут наглядеться друг на друга… У ворот боярского дому Наталья в последний раз взглянула на красавца и нежным взором сказала ему: «Прости, милый незнакомец!»» «Чудное дело! Любовники никогда не могут наглядеться друг на друга… У ворот боярского дому Наталья в последний раз взглянула на красавца и нежным взором сказала ему: «Прости, милый незнакомец!»»
«Судьба, судьба! Ужели ты не сжалишься над нею? Ужели захочешь чтобы светлые глаза её от слёз померкли?» «Судьба, судьба! Ужели ты не сжалишься над нею? Ужели захочешь чтобы светлые глаза её от слёз померкли?»
- чувствовала в сердце своем тихую радость; - чувствовала в сердце своем тихую радость; - чувствовала некоторую грусть томность в душе своей; - Сердце… желает чего-то другого: оно хочет такого сердца… которое вместе с ним составляло одно чувство, нежное, странное, пламенное… - новый свет воссиял в душе её… - не сомневайтесь в силе взаимного влечения, которое чувствуют два сердца, друг для друга… сотворенные - в глазах «изображались пламенные чувства, любовью кипящее сердце» - сердце мое знает… сердце моё говорит - Наталья просыпалась и - любила; вставала с постели и -любила; молилась - и любила; что ни думала - всё любила и всем наслаждалась; - чувства их составляли восхитительную гармонию
«Я не знаю и не спрашиваю, кто вы, но именем великого Бога, которого нам и мрак ночи и шум бури проповедует, - именем непостижимого, ужасного для злых, для добрых милосердного обещаю вам благоденствие в жизни, если вы будете всегда любить друг друга, ибо любовь супружеская есть любовь святая, Божеству приятная, и кто соблюдает её в чистом сердце – в нечистом же она жить не может, - тот приятен Всевышнему. Грядите с миром и помните слова мои!» «Я не знаю и не спрашиваю, кто вы, но именем великого Бога, которого нам и мрак ночи и шум бури проповедует, - именем непостижимого, ужасного для злых, для добрых милосердного обещаю вам благоденствие в жизни, если вы будете всегда любить друг друга, ибо любовь супружеская есть любовь святая, Божеству приятная, и кто соблюдает её в чистом сердце – в нечистом же она жить не может, - тот приятен Всевышнему. Грядите с миром и помните слова мои!»
Открытый урок по литературе в 8 классе на тему «Жизнь сердца» (по повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь») Открытый урок по литературе в 8 классе на тему «Жизнь сердца» (по повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь») Презентация к уроку.
В.Я.Коровина. Литература, учебник-хрестоматия, 8 класс.- М.: Просвещение, 2002 г. В.Я.Коровина. Литература, учебник-хрестоматия, 8 класс.- М.: Просвещение, 2002 г. Школьные энциклопедии «Руссика»: «История России 9-18 века», «История России 19-20 века». - М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003 г. А.Г. Венецианов. Портрет крестьянки . На пашне. Весна.// Российский исторический журнал «Родина», 1995, №11; 1996, № 10. Евгений Осетров. Твой Кремль. М.: Издательство «Малыш», 1974 г. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение,1985 г. Д.Э.Розенталь. Справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение,1972 г.