В чём видел секрет литературного творчества Карамзин? «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…»
В «Московском журнале» в 1792 была напечатана повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Повести, варьирующие карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова»
эпигонство (от др.-греч. — родившееся после) нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение, варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности — подражание писателям.
экскурсия по окрестностям Москвы «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты…»вслед за Карамзиным
Симонов монастырь «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».
Москва-река «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».
Данилов монастырь «Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь»…
Воробьёвы горы «…Ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».
село Коломенское «… Вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
Подумайте Какое настроение создаёт описание пейзажа?Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести?Что противопоставляет автор в этом пейзаже?
любовь представителей разных сословий
бедная Социальное положение небогатая, живущая в бедностиОтношение автора несчастная, горемычная, её жалко
Сопоставление героев Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры
мотив белизны, чистоты и свежести В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».
Деньги - символ неискренних отношений При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».
разлука “Лиза рыдала - Эраст плакал - оставил её - она упала -стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся - далее - далее - и, наконец, скрылся, -воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти”
Домашнее задание. письменное задание на выбор: “Прожитый мной урок” Статья в энциклопедию на тему: “Бедная Лиза” как героиня сентиментальной повести”