Тема урока: Спирты Цель урока: обобщение и закрепление знаний по теме спирты, активизация познавательного интереса по теме, развитие творческого мышления, привлечение внимания к проблеме здоровья населения. Учитель: Сафарова М.А.МОУ Лицей №15
1. Классификация спиртов.1) Дайте определение понятию спирты.Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом2) Вспомните типы классификации спиртов.1) По числу гидроксильных групп:Одноатомные, двухатомные(гликоли), трехатомные и многоатомные спирты2) По характеру углеводородного радикала:Предельные, непредельные, ароматические3) По характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа:Первичные, вторичные, третичные
2. Дайте названия спиртам:
3. Методы получения спиртов. 1. Напишите вероятные продукты реакции: СH3-CH=CH-CH3 CH3-C(CH3)2-CH=CH2CH2=CH-C6H5CH2(Cl)-CH=CH2 СH3-CH(OH)-CH2-CH3 CH3-C(CH3)3-CH(OH)-CH3CH3-CH(OH)-C6H5CH2(OH)-CH=CH2 Тип реакции – электрофильное присоединение. Электрофилы – это катионы или молекулы, имеющие незаполненную электронную орбиталь. Нуклеофилы – это атомы или молекулы, имеющие неподеленную электронную пару электронов.
Устойчивость карбокатионов увеличивается в ряду:
4. Химические свойства спиртов. 1) Какие типы химических реакций характерны для класса предельных спиртов?Реакции замещения, отщепления, окисления.
Напишите уравнения реакции получения из этанола диэтилового эфира, этена, уксусной кислоты, этилового эфира уксусной кислоты. Укажите тип реакции.
5. Области применения спиртов
Результаты социологического опроса учеников 9-11 классов лицея (197 опрошенных)
Спирты многообразны по строению и свойствамСпирты находят применение во многих областях нашей жизниНе стоит забывать о негативном действии на организм некоторых представителей спиртов Д/з п,17. задание по карточке.
1. Что осталось непонятным?2. Что больше всего понравилось?3. Что бы вы хотели изменить в ходе урока?4. Оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной системе.☺спасибо за урок!
Тестирование по теме спирты.1 вариант1. алкоголятами называются продукты взаимодействия:А) фенолов с активными металлами Б) спиртов с галогенводородамиВ) спиртов с карбоновыми кислотами Г) спиртов с активными металлами2. В схеме превращений: этанол → Х → уксусная кислота, Х :А) хлорэтан, б) этилен, в) ацетальдегид, г) этиленгликоль3. Этиленгликоль не образуется при взаимодействии:А) ацетилена с водой Б) этилена с холодным слабощелочным раствором перманганата калияВ) 1,2-дихлорэтана с водным раствором щелочи Г) этилена с перекисью водорода4. Различить растворы муравьиной кислоты, этанола, глицерина можно с помощью А) бромной воды, Б) аммиачного раствора оксида серебра, В) лакмуса, Г) свежеосажденного гидроксида меди (II)5. Продукт восстановления ацетальдегидаА) этанол, Б) пропанол-1, В) уксусная кислота, Г) ацетон6. Наиболее высокую температуру кипения имеет:А) пропан, Б) пропаналь, В) 2-хлорпропанол, Г) пропанол7 Этанол не реагирует:А) сульфатом меди, Б) оксидом меди, В) пропанолом-2, Г) серной кислотой8. Пропанол-2 можно получить из 2-бромпропана действием:А) с водой в присутствии серной кислоты Б) водного раствора щелочиВ) спиртового раствора щелочи Г) металлического натрия
Тестирование по теме спирты.2 вариант1. Не существует классификации спиртов по:А) природе углеводородного скелета Б) по количеству ОН-группВ) по количеству атомов углерода в основной цепи2. В схеме превращений: этен → Х → этаналь, Х :А) хлорэтан, б) этилен,в) ацетальдегид, г) этанол3. Глицерин получают по реакции взаимодействия:А) пропина с водой Б) гидролизом жировВ) пропандиола-1,2 с водным раствором щелочи, Г) этилена с перекисью водорода4. Спирты проявляют свойства: А) слабых кислот, Б) слабых оснований, В) слабых кислот и оснований5. Продукт восстановления пропаналяА) этанол, Б) пропанол-1, В) пропанол-2, Г) пропановая кислота6. Изомером пропанола-1 является:А) пропан, Б) бутанол-1, В) пропанол-2, Г) этиленгликоль7 Этанол реагирует:А) бромной водой, Б) оксидом железа (III), В) пропаном, Г) гидроксидом меди (II)8. При действии водного раствора щелочи на монобромалканы преимущественно образуются:А) алканы Б) алкеныВ) спиртыГ) альдегиды
Вариант 1метан→А→этан→Б → этанол→диэтиловый эфир2-хлорэтанол-1, этанол, пропанол Вариант 2Пропанол-1 →А →Б →2,3-диметилбутан →СО2Глицерин, пропандиол-1,3, пропанол-1 1. Напишите уравнения реакций 2. Распределите спирты по увеличению температуры кипения 3. Решите задачу:Определите формулу одноатомного предельного спирта, имеющего плотность 1,4 г/мл, если при дегидратации 37 мл этого спирта получен алкен массой 39,2 г.