общая характеристика
ЦЕЛИ УРОКА : обучающая: дать общую характеристику щелочных металлов в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ. Повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе (в группе), металлическую связь. Физические и химические свойства металлов. развивающая: способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формировать умение сравнивать, обобщать. Продолжить развитее навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, тестом. воспитывающая: продолжить формирование диалектико-материалистического учения: подтвердить на примере изучения данной темы причинно- следственную зависимость, развитие от простого к сложному.
ПЛАН УРОКА История открытия. Строение атомов элементов главной подгруппы I группы. Щелочные металлы – простые вещества. Химические свойства щелочных металлов. Соединения щелочных металлов. Природные соединения и применение щелочных металлов и их соединений.
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ Литий открыт шведским химиком И. Арфведсон при анализе минерала петалита. Этот минерал выглядит как самый обыкновенный камень, и поэтому металл назвали литием, от греческого «литос» - камень. Натрий и калий – 1807г. Английский химик и физик Г.Дэви получил их в виде металлов при электролизе расплавленного едкого натра NaOH и едкого кали КОН.
Заполните таблицу: «Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы Периодической системы Д. И. Менделеева». НАЗВАНИЕ И СИМВОЛ ЭЛЕМЕНТА СОСТАВ ЯДРА АТОМА ЧИСЛО ВАЛЕНТНЫХ ЭЛЕКТРОНОВ ЧИСЛО ЭЛЕКТРОННЫХ СЛОЕВ ХАРАКТЕРНЫЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ НАЗВАНИЕ И СИМВОЛ ЭЛЕМЕНТА СОСТАВ ЯДРА АТОМА ЧИСЛО ВАЛЕНТНЫХ ЭЛЕКТРОНОВ ЧИСЛО ЭЛЕКТРОННЫХ СЛОЕВ) ХАРАКТЕРНЫЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ Li p=+3 n= 4 1 )) 0, +1 Na p=+11 n= 12 1 ))) 0, +1 K p=+19 n= 20 1 ))) 0, +1 Rb p=+37 n= 48 1 )))) 0, +1 Cs p=+ 55 n= 78 1 ))))) 0, +1
Назовите закономерности в строении атомов щелочных металлов: - Сходство внешнего электронного слоя. Последовательное изменение атомных радиусов. Увеличение числа электронных слоев в атоме. - Радиусы атомов увеличиваются от Li к Cs, следовательно увеличиваются и восстановительные свойства металлов от Li к Cs.
Проверь себя (работа с таблицей Д.И. Менделеева) Сравните атомы элементов, поставив знаки или = вместо *: а) заряд ядра: Li * Rb, Na * Al, Ca * К; б) число электронных слоев: Li * Rb, Na * Al, Ca * К; в) число электронов на внешнем уровне: Li * Rb, Na * Al, Ca * К; г) радиус атома: Li * Rb, Na * Al, Ca * K; д) восстановительные свойства: Li * Rb, Na * Al, Ca * K.
ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ – ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (работа с учебником) Простые Металлы Металлическая М0 – 1 е → М+1 Металлическая Серебристо-белые, мягкие, металлический блеск, плотность возрастает от Li к Cs , температура плавления от Li к Cs уменьшается + Cl 2 → хлориды + H 2 → гидриды + S → сульфиды Li + O 2 → оксид Na, K + O 2 →пероксид + H2O →щелочь + Н 2 м е т а л л ы
Проверь себя 1. Составьте уравнения реакций с кислородом: а) лития ________________ ; б) натрия _______________ Расставьте степени окисления элементов, покажите стрелкой переход электронов. Назовите продукты реакций. 2. Дайте характеристику реакции лития с кислородом: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции _____________ 2) по изменению степеней окисле ния атомов - _______________ 3) по направлению - _______________________ 4) по тепловому эффекту -____________________ 5) по агрегатному состоянию веществ- ________________
Дополните схемы взаимодействия щелочных металлов с неметаллами общими формулами и названиями продуктов реакции. Запишите конкретные уравнения реакций, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса. а) М+ Н 2 _____________ в) М+ С12 ___________________ Пример: ___________________ Пример: _________________________ б) М+ S ____________ г) М+ N2 ____________________________ Пример:_______________________________ Пример:___________________________ Допишите уравнения реакций. Как изменяется скорость реакций, расположенных в указанной стрелкой последовательно сти? а) Li + H2O→ ………………………. …………………………………………… б) Na + H2O→………………………. …………………………………………… в) К + Н2О→……………………….. …………………………………………… Объясните, от какого фактора зависит скорость реакции взаимо действия щелочных металлов с водой ……………………….. Назовите продукты реакций. Опишите, как доказать их образование. ………………………............................................ Проверь себя (самостоятельная работа )
Соединения щелочных металлов
Соединения щелочных металлов
Проверь себя (работа в группах) Составьте генетический ряд, отразив взаимопревращение разных форм одного химического элемента на примере щелочного металла.
Горение натрия Горение лития Распознавание ионов щелочных металлов по окраске пламени
ПРИРОДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ (РАБОТА В ГРУППАХ) . Заполните таблицу. Отметьте в таблице области применения указанных в ней соединений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы со ставите название одной из областей применения поваренной соли: ПРИМЕНЕНИЕ NaOH кон Na2CO3 •10H2O NaHCO3 К2С03 Na2SO4 • 10H2O Очистка нефтепродуктов К У Г М Ю Д Сельское хозяйство X 3 С Ф О А Получение мыла Н С Е Л Р Ы Текстильная промышлен В У Г X Д Э Изготовление бумаги И Ш Р А Ж Ч Производство стекла Ж Т О Ф В А Пищевая промышлен Г Ы У Н С У Медицина Л X М И Я Е к о н с е р в и р о в а н и е
Домашнее задание: § 11. упр. №5 (задача). Написать уравнения реакций с помощью которых можно осуществить два любых превращения из составленных учащимися на уроке.