Урок - исследование: «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем» Авилова Н.П. учитель химии ФБОУ «В(С)ОШ – 9 УФСИН России по Томской области» 900igr.net
Задачи урока Продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; Выявить их взаимосвязь, пользоваться ими при решении экспериментальных задач; Закрепить навыки решения задач по данной теме.
Эпиграф «О, физика, наука из наук! Все впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук. Пусть станет математика очами. Не разлучайте этих трех сестер Познания всего в подлунном мире, Тогда лишь будет ум и глаз остер И знанье человеческое шире» (отрывок из поэмы М. Алигер «Ленинские горы»)
Экспресс - опрос Что такое количество вещества? Что такое моль? Сколько структурных единиц содержится в 1 моле? Через какие величины можно определить количество вещества? Что такое молярная масса, с чем численно совпадает? 6. Определить: масса 3 моль Н2О составляет __________ масса 20 моль СО2 равна __________ 7. Что такое молярный объем?
Количество вещества – физическая величина, которая Означает определенное число структурных элементов (атомов,молекул,ионов) Обозначается Υ (ню) Измеряется в международной системе единиц (СИ) моль
число Авогадро Показывает число структурных частиц в 1 моль вещества Обозначается NА Измеряется в моль -1 Имеет числовое значение 6,02 · 1023
Молярная масса численно равна относительной молекулярной массе вещества Молярная масса – физическая величина, которая Показывает массу в 1 моль вещества Обозначается М Измеряется г\моль М = m \ υ
Молярный объем – физическая величина, которая Показывает объем, который занимает любой газ количеством вещества 1 моль Обозначается V m Измеряется л \ моль V = υ ∙ Vm При н.у. V m = 22,4л\моль
Теоретическое исследование Задача № 1. В двух резиновых шариках при одинаковых условиях находятся газы: в одном гелий массой 1 грамм, в другом - водород количеством вещества 0,25 моль. Объем какого шарика больше? Ответ подтвердите расчетами.
Задача № 2 На левой чашке рычажных весов лежит порошок железа массой 11,2 грамма, на правой – такой же порошок количеством вещества 0,2 моль. Определите положение весов. А. Перетягивает левая чашка Б. Перетягивает правая чашка В. Весы в состоянии равновесия
Практическое исследование Задание № 1. Каждый день мы употребляем сахар, например, когда пьем чай. Но вы когда – нибудь задумывались: Сколько моль сахара содержится в кусочке рафинада. Какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем?
Карта исследования по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса» Оборудование: весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, мерная ложка, фильтровальная бумага. Вещества: вода, сахар – рафинад. Порядок выполнения работы: Вспомните правила взвешивания (см. приложение 1) В таблице расчетов запишите молекулярную формулу сахара, если известно, что в состав молекулы входят двенадцать атомов углерода, двадцать два атома водорода, одиннадцать атомов кислорода. Подсчитайте ее молекулярную массу и результат запишите в таблицу. На весах взвесьте кусочек рафинада, сделайте расчеты в таблице и определите, какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем.
Таблица расчетов Название вещества Масса вещества Молекулярная масса Молярная масса Объем вещества Плотность вещества Вычисления Вывод
Карта исследования по теме: «Количество вещества. Моль. Молярный объем» 1. В мерный цилиндр отмерьте 12 столовых ложек воды. Определите, какое количество моль воды содержится в этом объеме. 2. Вспомните правила определения объема жидкости (см. приложение 2) 3. Подсчитайте количество молекул напитка, если известно, что в стакане 50 мл. 4. Сделайте вывод по работе.
Задание № 2 Пока вы проводили расчеты, я вам разлила в стаканчики минеральную воду объемом 50 мл. Вы можете выпить ее и ответить на вопрос: - Сколько молекул этого напитка вы сейчас проглотили? - Что нужно для этого знать?
Вывод Зная массу вещества и объем, можно найти количество вещества, а по количеству вещества можно определить m, N, V, то есть, все эти величины взаимосвязаны.