Урок-исследование по теме : «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем.»
Задачи урока: 1. Продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро, молярный объем, закон Авогадро.2. Выявить их взаимосвязь, пользоваться ими при решении экспериментальных задач.3. Вспомнить правила определения массы вещества и объема с помощью весов и измерительного цилиндра.4. Закрепить навыки решения задач по данной теме.
Эпиграф: О, физика – наука из наук!Все впереди!Как мало за плечами!Пусть химия нам будет вместо рук.Пусть станет математика очами.Не разлучайте этих трех сестерПознания всего в подлунном мире,Тогда лишь будет ум и глаз остерИ знанье человеческое шире.(отрывок из поэмы М. Алигер “Ленинские горы”)
Экспресс-опрос: 1. Что такое количество вещества? 2. Что такое моль? 4. Сколько структурных единиц содержится в 1 моле? 5. Через какие величины можно определить количество вещества? 6. Что такое Молярная масса, с чем численно совпадает? Масса 3 моль H2O составляет ______________Масса 20 моль СО2 составляет ____________ 7. Что такое молярный объем?
Количество вещества -физическаявеличина,которая означает определенноечислоструктурныхэлементов(молекул,атомов, ионов)Обозначаетсяn (эн)измеряется в международной системе единиц(Си) моль
Число Авогадро - показываетчисло частицв 1 мольвещества ОбозначаетсяNAизмеряется в моль-1имеет числовое значение6,02*1023
Молярная масса вещества численно равна его относительной молекулярной массе. Молярная масса - физическая величина, котораяпоказываетмассув 1 молявещества ОбозначаетсяМизмеряется в г/мольМ = т/n
Молярный объем -физическаявеличина,котораяпоказываетобъем,которыйзанимаетлюбой газ количествомвещества1 моль ОбозначаетсяVmизмеряется в л/мольVm = V/nПри н.у. Vm=22,4л/моль
Теоретическое исследование Задача 1. В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона О3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый экран» в атмосфере, то фотоны с большой энергией достигали бы поверхности Земли и уничтожали на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Саранска в воздушном пространстве над городом (вплоть до верхней границы стратосферы) приходится по 10 моль озона. Сколько молекул 03 и какая масса озона приходится в среднем на одного жителя Саранска?
Теоретическое исследование Задача 2. Рассчитайте объем, который занимает (при н. у.) порция газа, необходимого для дыхания, если в этой порции содержится 2,69 • 1022 молекул этого газа. Какой это газ?
Практическое исследование Задание №1. Каждый день мы употребляем сахар,например, когда пьем чай. Но вы когда-нибудь задумывались: 1. сколько моль сахара содержится в кусочке рафинада?2. какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем?
Карта исследования по теме:«Количество вещества. Моль. Молярная масса». Оборудование: Весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага. Вещества: Вода, сахар рафинад.Порядок выполнения работы:Вспомните правила взвешивания (см. Приложение 1).В таблице расчетов запишите молекулярную формулу сахара, если известно, что в состав её молекулы входят двенадцать атомов углерода, двадцать два атома водорода, и одиннадцать атомов кислорода.Подсчитайте её молекулярную массу и результат запишите в таблицу.На весах взвесьте 1 кусочек рафинада, сделайте соответствующие расчёты в таблице и определите, какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем.
Таблица расчётов.
Карта исследования по теме:«Количество вещества. Моль. Молярная масса». В мерный цилиндр отмерьте 70 мл воды. Определите, какое количество моль воды содержится в этом объёме.Вспомните правила определения объёма жидкости (см. Приложение 2).Посчитайте количество молекул напитка, если известно, что в стакане 50 мл.Сделайте вывод по работе.
Практическое исследование Задание №2. Вам нужно приготовить сахарный сироп, например, для десерта (он готовится в отношении сахара к воде 2:1).
Практическое исследование Задание №3. Пока вы проводили расчёты, я вам разлила в стаканчик минеральную воду, объемом 50 мл. Вы можете выпить её и ответить на вопрос: Сколько молекул этого напитка вы сейчас проглотили? Что нужно для этого знать?
Вывод: Зная массу вещества и объём, можно найти количество вещества, а по количеству вещества можно определить m, N, V, т.е. все эти величины взаимосвязаны.
Домашнее задание: Повторить п.13-16, задача 5 на стр.58
До новых встреч!
Презентация разработки темы в курсе 8 класса.Подготовила учитель химии ОГРИНА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА