ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ (БОЖЕСТВЕННАЯ) ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ (БОЖЕСТВЕННАЯ) ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Согласно версии древних евреев, существует единый истинный Бог, являющийся царем, верховным законодателем, правителем и судьей. В обычных условиях власть Бога на земле осуществляют его именем "люди от Бога". В особых условиях Бог действует сам непосредственно, являя чудеса и откровения. Законы еврейского народа были получены Моисеем непосредственно от Бога.
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ (БОЖЕСТВЕННАЯ) ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В Древнем Китае император - верховный правитель Поднебесной - считался единственным средством связи с высшими сферами и концентрировал в своих руках все виды государственной власти, а остальные должностные лица были только ее проводниками.Древнее право названных народов имело в качестве своих источников по преимуществу обычаи, обряды, религиозные традиции, судебные решения. Оно фиксировалось в мифах, священных гимнах, религиозных заповедях, в законах, создававшихся правителями, или переданных ими непосредственно от Бога (как у древних евреев)
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ (БОЖЕСТВЕННАЯ) ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Особенность данной теории состоит в том, что ее представители никогда не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения государства, основную задачу они видели в обосновании государственной власти.
Теологическая теория обосновывает две основные идеи:доказательство божественного происхождения государственной власти. Вся власть от бога.подчинить светские власти церкви
«Все христианские короли должны быть подчинены римскому первосвященнику как самому господу Иисусу Христу. Папа есть царь царей, владыка владык, власть которого не прекратится и не распадется во веки веков».Ф. Аквинский
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ (БОЖЕСТВЕННАЯ) ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Теологическая теория никогда не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.