Тема: Политическое развитие СССРв послевоенные годы(1945-1953гг.) «Апогей сталинизма».
Эпиграф: Нету в этом мире виноватых:Тьма находит вдруг на государство И ликуют орды бесноватых, И бессильно всякое лекарство.Игорь Губерман
Цель урока: выяснить причины ужесточения внутренней политики после окончания войны и проанализировать ее основные направления.
План: 1. Ужесточение внутренней политики.2. Борьба с националистическими движениями в западных районах СССР.3. Особенности национальной политики в СССР. 4. Обострение борьбы за власть.
Понятия: «Демократический импульс»; космополитизм; бандеровцы; «лесные братья»; «великорусский шовинизм»; республика «донор»; «мингрельское дело»; «дело врачей»; «апогей сталинизма».
Подумайте! Почему историки выделяют 1945-1953гг. в отдельный период?(окончание ВОВ – смерть И.В.Сталина)Что являлось источником новых тенденций в политической жизни страны?(воля Сталина, направленная на укрепление режима его личной власти)
МЕТОД 6 шляп: Белая – нейтральная, изложение фактов, описание статистики.Задание: подберите по 2 факта, раскрывающих каждый пункт плана.2. Жёлтая –шляпа оптимиста, обратить внимание на положительные моменты.Задание: перечислите позитивные явления в политической жизни СССР данного периода.3. Чёрная – шляпа пессимиста, увидеть негативные моменты.Задание: в чём проявлялась негативная сторона идейных установок послевоенного периода?
МЕТОД 6 шляп: 4. Красная – эмоциональное восприятие.Задание: какие эмоции вы испытали при чтении текста параграфа? Хотели бы вы жить в данную эпоху? Почему?5. Синяя – аналитическая, поисковая.Задание: определите, в чём заключалось противоречие политического курса. 6. Зелёная – изобретательская, творческая.Задание: рассмотрите советские плакаты, относящиеся к данной эпохе. Попробуйте дать им название и предположите, с какими целями они созданы.
Ответы: 1.Белая шляпа:Сталин не созывал партийных съездов до осени 1952г.В западных регионах СССР разгорелась гражданская война между местными националистами и коммунистами.Промышленное развитие этих регионов укрепляло позиции новой власти.В ходе союзного строительства в СССР сложилась своеобразная иерархия народов (русский – первый среди равных)Новый пик репрессий в 1946-1949 гг.РСФСР – «донор» развития всех республик.Изменения в уставе партии.Чистки в высших эшелонах власти.
2. Жёлтая шляпа: ВОВ породила демократический импульс.Быстрый процесс восстановления предприятий промышленности.Развитие западных республик СССР позволило одержать победу над националистами.Взаимопомощь республик.
3. Чёрная шляпа. Главные направления внутренней политики – мобилизация и централизация власти.Усиление репрессий.Подчинение партийных структур органам госбезопасности под руководством Сталина.Массовый террор националистов в западных регионах СССР.Уничтожение Сталиным возможных конкурентов в борьбе за власть.
4. Красная шляпа. 5. Синяя шляпа.Противоречия общественно-политической жизни:Некоторая демократизация:Прекращение ЧП;Перевыборы Советов всех уровней; СНК Совет министров в 1946г.; ВКП(б) КПСС в 1952г.Усиление контроля и репрессий:«ленинградское дело» 1948г.;Репрессии против жителей оккупированных территорий, репатриантов и бывших военнопленных;Борьба с «космополитами»;Гонения на генетику, кибернетику как лженауки;«Дело врачей» 1952г.
6. Зелёная шляпа. Слава русскому народу! Народу богатырю. Отстроим на славу! Народу-созидателю!
Слава Сталину, великому зодчемукоммунизма! «Следы преступления».
Апогей – наивысшая точка развития, расцвет Объясните термин «апогей сталинизма».Все элементы тоталитарной системы — абсолютное господство единственной правящей партии, культ вождя, единая господствующая идеология, исправно функционирующий репрессивный аппарат — были в послевоенный период укреплены и усилены. Гайки были завинчены до предела. Дальнейшее ужесточение режима было невозможным. Наследники Сталина это ясно осознавали.
Давайте повторим! О ком могли быть сказаны эти слова?… он – величайший и значительнейший из наших современников… во весь свой рост он возвышается над всей Европой и Азией, над прошедшим и над будущим. Это самый знаменитый и самый неизведанный человек в мире…А) Сталин б) Мао ЦзедунВ) Черчилль г) Трумэн
2. О каком событии послевоенной истории идёт речь в этом отрывке? Рюмин неопровержимо доказал, что вся эта братия – Вовси, Коган, Фельдман, Гринштейн, Этингер, Егоров, Василенко и другие – давно уже потихоньку сокращает жизнь нашему высшему руководству. Жданов, Димитров, Щербаков – список жертв мы сейчас уточняем – дело рук этой банды… а самое главное – это всё агентура еврейской буржуазно-националистической организации «Джойнт». Большинство обвиняемых признались…А) «мингрельское дело»Б) «дело врачей»В) «Ленинградское дело»
3. О чём идёт речь в этом отрывке? К какому времени относится событие? Политбюро ЦК ВКП(б) считает, что отмеченные выше противогосударственные действия явились следствием того, что у указанных товарищей нездоровый, небольшевистский уклон, выражающийся в демагогическом заигрывании с Ленинградской организацией, охаивании ЦК ВКП(б)… и попытках таким образом отдалить Ленинградскую от ВКП (б)…А) «дело врачей» 1) 1953г.Б) «ленинградское дело» 2) 1949г.В) «мингрельское дело» 3) 1945г.
4. Выделите события, произошедшие в 1945-1953 гг. А) переименование ВКП (б) в КПСС;Б) начало коллективизации;В) начало индустриализации;Г) борьба с «бандеровцами» на Украине;Д) «оттепель» в духовной жизни;Е) репрессии против советских полководцев.
Какие эмоции вы испытали на уроке? Что вызвало особое затруднение?
Спасибо за работу!!!