Проблемные вопросы подготовки обучающихся к итоговой аттестации по истории и обществознанию в форме ЕГЭ Борисенко С.Н., руководитель методического объединения учителей истории и обществознания г. Владивостока
ИСТОРИЯ РОССИИ и ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: Особенности На выполнение экзаменационной работы в 2009/2010 гг.:по обществознаниюОтводится 180/180 минут. Работа состоит из 3/3 частей (44/39 заданий):часть А включает 30/24 заданий с выбором ответа. часть В состоит из 6/6 заданий с кратким ответом. часть С представляют 8/9 заданий с развернутым ответом, включая одно альтернативное задание.по истории РоссииОтводится 210/210 минут. Работа состоит из 3/3 частей (50/49 заданий): часть А состоит из 32/27 заданий с выбором ответа; часть В включает 11/15 заданий с кратким ответом. часть С представляют 7/7 заданий с развернутым ответом.
ИСТОРИЯ: Трудные вопросы По содержательным разделам:Культура и быт Древней Руси.Политическая раздробленность Руси в XII-XIII веках.Борьба Руси против агрессии с Запада.Москва - центр объединения русских земель.Куликовская битва.Церковь в русском государстве.Петровские преобразования.Утверждение абсолютизма. Образование Российской импе-рии.«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.Внешняя политика России 2-й половины XVIII в.Реформы Александра II.Россия в начале XX в.Революция 1917 г.Внешняя политика СССР в 20-30 гг. XX в.СССР в середине 50-х начале 80-х годов XX в.Становление современного российского государства.
ИСТОРИЯ: Трудные вопросы По типам заданий:Часть А:Знание дат и хронологии.Задания, проверяющие умение извлекать и анализировать информацию исторического источника.Часть В:Установление хронологической последовательности.Определение соответствия двух рядов информации.Задания на группировку.Часть С:Представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений.Рассмотрение исторических версий и оценок анализа исторической ситуации.Сравнение событий, явлений.
ИСТОРИЯ: Типичные ошибки Невнимательность при ознакомлении с содержанием заданий.Слабость или отсутствие логического мышления.Представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений.Неумение сориентироваться в заданиях, предполагающих выбор из противоположных точек зрения по определенному событию, эпохе, деятельности исторической личности.Неумение выделять общие тенденции и различия.
ИСТОРИЯ: Примеры заданий На работу с историческим источником: О каком из князей Древней Руси писал летописец: «Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру»?1) Андрее Боголюбском.2) Данииле Галицком.3) Александре Невском.4) Владимире Мономахе.
ИСТОРИЯ: Примеры заданий На установление последовательности событий в рамках значительных исторических периодов Расположите в хронологической последовательности их жизни и деятельности имена российских полководцев:1) Дмитрий Пожарский; 2) Михаил Кутузов;3) Александр Меншиков;4) Петр Румянцев.Ответ – 1,3, 4, 2.
ИСТОРИЯ: Примеры заданий На установление соответствия двух рядов информации:Установите соответствие между именами князей и фактами деятельности:Иван Калита; Александр Невский; Ивана III; Василий Темный. Ответ: 1-Б,2-А,3-В,4-ГА) отражение агрессии с Запада;Б) принятие первого Судебника;В) возвышение Москвы;Г) участие в феодальной войне;Д) принятие Соборного Уложения.
ИСТОРИЯ: Рекомендации Необходимо акцентировать внимание на работу с историческими документами.Усилить контроль за процессом овладения учащимися необходимым запасом исторических терминов и понятий.В ходе самостоятельной работы учащихся давать задания на выявление причинно-следственных связей, общих тенденций и различий.Активнее использовать в учебном процессе элементы наглядности (схемы, таблицы, диаграммы и др.).
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: Трудные вопросы По содержательным разделам: «Общество»:понятие «общество»;сферы жизни общества; типы обществ;социальные последствия НТР;глобальные проблемы современности. «Человек»:личность; деятельность;потребности человека;способности; межличностные конфликты. «Духовная сфера»:Понятие «культура»; Образование, самообразование;Искусство, его виды, место в жизни человека; Мораль, основные ценности и нормы.«Экономическая сфера»:понятие «экономика»;ограниченность ресурсов; факторы производства;экономические системы;формы собственности;предпринимательская деятельность;налоги, деньги, безработица.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: Трудные вопросы По содержательным разделам:«Социальная сфера»: типология социальных групп;социальная роль;семья, брак;межнациональные отношения. «Политическая сфера»:государство, формы правления; государственно-национальное устройство. «Право»:понятие «право»;нормы права;отрасли права;Конституция, основы конституционного строя РФ; ветви власти в РФ, институт президентства, местное самоуправление.права человека.гражданское общество и правовое государство.международное гуманитарное право. «Познание»:истина и ее критерии;многообразие форм человеческого знания;социальное и гуманитарное знание.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: Трудные вопросы По типам заданий:Часть А:знание понятий, их признаков и определений; определение верного суждения.Часть В:работа с графиками, таблицами, диаграммами; задания на классификацию (завершение схемы, распределение перечисленных позиций по определенным группам, определение соответствия).Часть С: задания на конкретизацию теоретического положения примерами, составление пред-ложений, содержащих обществоведческие понятия;анализ таблиц и гистограмм; решение познавательных задач;, анализ текста; написание сочинения-эссе.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: Примеры заданий На распознавание понятия по существенным признакам Образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в конкретном обществе, называют1) социальным престижем; 2) социальным положением; 3) социальной адаптацией; 4) социальной ролью.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: Примеры заданий На сравнение (предполагается оперирование несколькими понятиями)В отличие от природы, общество:имеет системный характер; непрерывно изменяется; создает культуру; развивается по собственным законам.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: Примеры заданий На установление истинности сужденияВерны ли следующие суждения о Конституции РФ?В Конституции РФ названы права, свободы и обязанности граждан;Конституция РФ – это свод всех законов, действующих в государстве.1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: Примеры заданий Требующие распределения перечисленных позиций по некоторым группам:Распределите перечисленное ниже следующим образом: первые три позиции должны представлять выражение форм частной собственности, три последующие – государственной:семейная ферма; вооруженные силы страны; сельскохозяйственный кооператив;приватизированная гражданином квартира;имущество дипломатических представительств за рубежом;национальный парк. К частным формам собственности относятся позиции 1, 3, 4, а к государственной – все остальные.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: Примеры заданий На соответствие: Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.Примеры: строительные машины; каменный уголь; пашня; фермер;фабрика.Факторы производства:земля;капитал; труд.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: Рекомендации Уделить внимание наиболее сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в учебниках для старшей школы.Пересмотреть отношение к ряду вопросов, которым не уделялось достаточного внимания в силу кажущейся очевидности.Обеспечить в процессе обучения более глубокое раскрытие и проработку понятий высокого уровня обобщения, отрабатывать ведущие понятия, их признаки и характерные черты.Привлекать хрестоматийные материалы, сборники задач и познавательных заданий.Акцентировать внимание на обучении:мыслительному моделированию типичных социальных ситуаций;установлению связи между теоретическими положениями и иллюстрирующими их конкретными примерами.Научиться опираться на внутрипредметные и межпредметные связи.Использовать разнообразные задания, требующие применения интеллектуальных умений, а также задания практико-ориентированные.Систематически повторять пройденный материал в целях прочного овладения основными элементами содержания курса(при этом использовать различные формы и способы проверки знаний и умений и опираться на внутрикурсовые связи).