ЧеловекОбществоКультура
Вопросы экзаменационной темы Абсолютизм и Просвещение.Формирование абсолютизма. Абсолютизм в Европе в период раннего Нового времени. Абсолютизм во Франции.Просвещенный абсолютизм в Пруссии, России и Австрии.Понятие «Просвещение». Влияние Просвещения на общество.Мыслители: Дж.Локк, Монтескье, Вольтер, Руссо.Абсолютные монархи: Людовик XIV, Карл XI, Петр I, Фридрих II, Екатерина II.Эстония в Шведский период и в составе Российской империи.
Вопросы экзаменационной темы Абсолютизм и Просвещение.Формирование абсолютизма. Абсолютизм в Европе в преиод раннего Нового времени. Абсолютизм во Франции.Просвещенный абсолютизм в Пруссии, России и Австрии.Понятие «Просвещение». Влияние Просвещения на общество.Мыслители: Дж.Локк, Монтескье, Вольтер, Руссо.Абсолютные монархи: Людовик XIV, Карл XI, Петр I, Фридрих II, Екатерина II.Эстония в Шведский период и в составе Российской империи.
Влияние Просвещения на общество Идеи Просвещения лежат в основе демократических ценностей современного общества: права человека (Дж.Локк), принцип разделения властей (Монтескье, ), теория общественного договора. Способствовали пониманию ценности народного образования. Реформы в системе образования: введение обязательного начального образования, развитие университетского образования. Идеи Просвещения в основе прогрессивных реформ в Европе: отмена крепостного права, уничтожение цеховых привилегий, отмены сословийФормирование Просвещенного абсолютизма Идеи Просвещения были реализованы в Великой французской революции. «Свобода, равенство, братство» - девиз революции основан на идеях Просвещения. «Декларация прав человека и гражданина» Развитие науки, освобожденной от церковного влияния
Формирование абсолютизма Время формирования абсолютизмаАбсолютизм – монархия, в которой королевская власть ничем не ограничена и независима от дворянства и духовенства.Время формирования АБСОЛЮТИЗМА – XVII век.Во Франции абсолютизм сформировался в период правления Людовика XIII (1610-1643) и его первого министра кардинала Ришелье, которому Людовик XIII перепоручил управление страной.
Формирование абсолютизма Причины формирования абсолютизмаДля решение внешнеполитических проблем (Франция - противоречия с Габсбургами). Власть правителя для успешной борьбы с внешними врагами должна быть сильной.Окончание Реформации, необходимость формирования единых христианских государств. Правителю необходима сильная власть для объединения страны, разрозненной в ходе Реформации, для ликвидации религиозных конфликтов внутри страны.Мнение, что сильная королевская власть усилит безопасность жителей государств. Слабая королевская власть сопровождается всегда междоусобными войнами, которые наносят ущерб населению и вредят экономическому развитию.
Формирование абсолютизма Шаги Ришелье по утверждению абсолютизмаОтмена специальных прав гугенотов, содержащихся в Нантском эдикте. Утверждение в стране одной религии – католицизма.Ограничение власти (прав) дворян: уничтожение укрепленных замков внутри страны – дворяне утратили опорные пункты, запрет на дуэли.В провинции назначены наместники короля - интенданты, подчинявшиеся только королю и обладавшие неограниченными полномочиямиВ 1614 году были распущены и до 1789 года не собирались Генеральные штаты – орган сословного предствительства (с 1302 года)
Формирование абсолютизмаПравление Людовика XIIIСам мало интересовался управлением страны, перепоручил управление кардиналу РишельеЕго правление – начало формирования абсолютизмаПрактически – уничтожение гугенотов, добился религиозного единства страныОграничение прав дворянстваРоспуск Генеральных штатов
Формирование абсолютизмаПравление Людовика XIVВступил на престол в 4 года. Регентшей была его мать – Анна Австрийская, фактически страной управлял кардинал Мазарини. Это период кризиса абсолютизма. С 24 лет Людовик XIV стал править самостоятельно – время расцвета абсолютизма.В экономике господствует меркантилизм – политика, направленная на увеличение доходов государства.
Что такое абсолютизм?Когда в большинстве стран Европы сформировался абсолютизм?Какими причинами была вызвана необходимость формирования абсолютизма в странах Европы?Когда произошло формирование абсолютизма во Франции? С какими именами этот процесс связан? Какие шаги предпринимались во Франции с целью установления абсолютной власти короля?Сравните правление Людовика XIII и Людовика XIV. Найдите две общие черты и два отличия.
Абсолютные монархи ЕвропыМеркантилизм В экономике господствует меркантилизм – политика, направленная на увеличение доходов государства. Связана с именем Жана Батиста Кольбера – министра финансов Франции.Примеры мер:Строительство дорог для облегчения торговлиПоощрение экспорта и ограничение импортаПоощрение развития мануфактурСтроительство торгового флотаСоздание колониальной империиЖан Батист Кольбер
Абсолютные монархи ЕвропыЛюдовик XIV (1643-1715)«Государство – это Я!»Король-солнце Строительство Версальского дворца – самого значительно и блестящего дворца, построенного по воле одного человека.Вел много войнДворянство стремилось быть поближе к королю, рассчитывая на привилегии и подачки Франция становится законодательницей моды, французский язык – языком дипломатии
Просвещенный абсолютизмНовый способ правления, возникший под влиянием идей Просвещения.Измененяется представление о происхождении королевской власти. Цель власти – служение народу, достижение благосостояния всех подданных и благополучия общества.Но для выполнения этих целей власть должна быть сосредоточена в одних руках, т.е. абсолютизмПросвещенный абсолютизм получил распространение в XVIII веке.Такая политика проводилась в германских государствах, России, Швеции.
Просвещенный абсолютизм В ПруссииФридрих Вильгельм I"Фельдфебель на троне"Управлял страной 27 лет (1713 - 1740).Взойдя на престол больше всего внимания обращал на армию. При этом короле армия Пруссии была одной из наиболее боеспособных.Резко сократил расходы на содержание двора. Значительно была сокращена поддержка наук и искусств. Сам вел военный образ жизни и заставил делать это же прусских дворян.
Просвещенный абсолютизм В ПруссииФридрих Вильгельм IНесмотря на то, что его считали солдафоном, Фридрих Вильгельм I сделал и много хорошего:после его смерти в государственной казне оказалось 9 млн. талеров;ввел обязательное начальное образование;запретил ввоз в страну многих товаров ради поддержания прусской промышленности (политика меркантилизма);в 1719 г. в собственных владениях отменил крепостное право;в своем завещании, обращаясь к наследникам, писал: «Бог запретил неправедные войны, и вам надлежит держать ответ за каждого, кто в них падет».
Просвещенный абсолютизм В ПруссииФридрих IIФридрих II вступил на прусский престол в 1740 году.Управлял страной 46 лет.Интересовался культурой, был неплохим композитором и музыкантом. Сам хорошо играл на флейте и выступал вместе с придворным оркестром. Писал стихи (на французском лучше, чем на немецком). За ужином велись разговоры об искусстве и поэзии.
Просвещенный абсолютизм В ПруссииФридрих IIПровозгласил свободу вероисповедания.Покончил в Пруссии с «охотой на ведьм».Проводил жесткую меркантилистскую политику, чем способствовал развитию прусской промышленности и сельского хозяйства.Защищал крестьян от разорения, в своих владениях сократил барщину в два раза. Организовал продажу государственного зерна крестьянам в голодные годы. Способствовал разведению картофеля. В дворце Сан-Суси, построенном в Потсдаме, регулярно принимал образованных людей со всей Европы.
Просвещенный абсолютизм В ПруссииКакие изменения произошли:обязательное начальное образованиесвобода вероисповеданияконец «охоте на ведьм»жесткая политику меркантилизма, развитие прусской промышленности и сельского хозяйстваположение крестьян: отмена крепостного права в королевских владениях, сокращение барщины, продажа государственного зерна в голодные годы, разведение картофеля
Просвещенный абсолютизм в АвстрииМария ТерезияУправляла государством 40 лет (1740-1780 гг.);осуществила масштабны реформы управления и армии;отменила пытки;Образование: учреждала университеты, высшие школы для рисования, живописи и архитектуры; сделала обязательным всеобщее обучение, ограничила влияние церкви на народное просвещение;образовала публичные библиотеки в Праге и Инсбруке, постоила несколько абсерваторий
Просвещенный абсолютизмКарл XI (1660-1697)Вступил на престол в 4-летнем возрасте, до совершеннолетия страной управлял регентский совет1680 г. считается годом установления абсолютизма в ШвецииЕдинолично вел все государственные делаНачал редукцию помещичьих земель в Швеции (цель – увеличение доходов казны и ограничение власти дворян)
Просвещенный абсолютизмКарл XIСобытия в Эстонии в период правления Карла XIЗакон 1662 года, подтверждавший крепостное право в ЛифляндииДеятельность учительской семинарии ФорселиусаПеревод Нового завета на эстонский языкВ 1680 году осуществил редукцию в ЭстонииБиблейские конференции (вопрос развития эстонского языка)Великий голод (1695-1697 гг.)
Абсолютные монархи ЕвропыПетр IПреобразования Петра I:В быту: - европейский стиль одежды - сбрил бороды - Новый годВ управлении: - вместо Боярской думы был создан Сенат - вместо приказов – коллегии - создан «Табель о рангах» - с 1712 года столицей становится Санкт- Петербург - введение губерний, попытка разделить судебную и исполнительную власть
Абсолютные монархи ЕвропыПетр IПреобразования Петра I:Положение церкви: - отменено патриаршество, жизнью церкви руководит СинодРеформа армии Вместо стрелецких полков создает регулярную армию, основанную на рекрутской повинностиВнешняя политика: Северная война (1700-1721) в союзе с Польшей, Данией и Саксонией против Швеции. Присоединение Эстляндии, Лифляндии, Ингерманландии и части Карелии.
Абсолютные монархи Европы Петр IСобытия в Эстонии в период правления Петра 1Установление Особого остзейского порядкаРеституция помещичьих земель (отмена вакенбухов, права жаловаться на помещиков ... ), полное закрепощение эстонских крестьянСтроительство Кадриоргского дворцаЭпидемия чумы в Таллинне в 1710 году
ДворецСан-Суси Фридрих II
ВерсальскийдворецЛюдовик ХIV
Просвещенный абсолютизмЕкатерина IIВступила на престол в 1762 году после переворота, отстранив от власти своего мужа Петра III.Состояла в переписке с Вольтером и Дидро. Вольтер считал Екатерину II образцом просвещенного монарха.Существенные реформы в области образования: основаны Кадетский корпус и Смольный институт. Административная реформа: Россия поделена на 50 губерний и уезды. Во главе губерний – назначенные Екатериной губернаторы.Попытка реформирования страны – созыв Комиссии для составления Нового уложения не увенчалась успехом
Просвещенный абсолютизмЕкатерина II«Золотой век российского дворянстваСоздание дворянских собраний во главе с дворянскими предоводителями.Утверждение дворянских привилегий: право владения землей вместе с недрами и крепостными крестьянами.Освобождение дворян от налогов.
Просвещенный абсолютизмЕкатерина IIПоложения крестьян преобразования Екатерины II практически не коснулись.Сохраняется крепостное право.1773-1775 – восстание под предводительством Емельяна Пугачева.Ужесточение положения (закон о каторге за жалобу на помещика).Дело Салтычихи.Просвещенность Екатерины II условная, скорее видимость, чем реальные шаги. В конце своего правления приняля закон, запрещающий печатать в газетах объявления о продаже крестьян.
ПросвещениеПонятие "Просвещение"ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ интеллектуальное и духовное движение конца XVII – начала XIX вв. в Европе и Северной Америке. Явилось продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени. В основе просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор».
Мыслители ПросвещенияДжон ЛоккАнглийский философ (1632-1704)Сторонник парламентской монархииРодоначальник либерализмаОбосновал основные права человека: свободу, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые, по его мнению, являются естественными, вечными и неотъемлемыми Один из авторов теории общественного договораСчитал основной задачей правительства охрану собственностиЕстественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью.Одним из первых предложил принцип разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную
Мыслители ПросвещенияМонтескьеФранцузский философ (1689-1755)В работе «О духе закона» анализирует основные форма правления (монархию (деспотию), конституционную монархию и республикуКритик и противник абсолютной монархииСчитал, что республика возможна только для небольших территорий. Автор теории влияния географической среды на обществоОдин из сторонников «Теории разделения властей» (законодательная, исполнительная и судебная)Сторонник защиты гражданских свобод
Мыслители ПросвещенияВольтерФранцузский философ (1689-1755)Сторонник неравенства. Общество должноделиться на «образованных и богатых» и на тех,кто, «ничего не имея», «обязан на них работать»или их «забавлять». Противник абсолютизма, остался до конца жизни монархистом,сторонником идеи монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Сторонник просвещенного абсолютизма, идеалом правителясчитал монарха-философа. Стремился привить идеиПросвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, перепискас Екатериной II). Выступал против религиозного фанатизма и и главенства церквинад государством и обществом.
Мыслители ПросвещенияРуссоФранцузский философ (1712-1778)На его взгляды опиралась политика якобинцевПротивопоставлял феодальному строю естественное состояние людей до возникновения государстваСторонник народного суверенитета – идеи, что верховная власть исходит от народа и принадлежит емуОсновой общественного строя считал частную собственность, признавая меры против неравенства
ПросвещениеВлияние Просвещения на обществоПринцип разделения властей, выдвинутый Д.Локком и Монтескье. Реализован сначала в США (Конституция США 1789 года). Законодательная власть – Сенат и Палата представителей, Исполнительная власть – Президент, являющийся главой правительства. Судебная власть – Верховный суд и суды других инстанций. В настоящее время – важнейший принцип деятельности демократического государства.
ПросвещениеВлияние Просвещения на обществоСвобода и неотъемлемые права человека: Реализован сначала в Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина. Сегодня принципы доминанты прав человека реализованы во всех современных демократических государствах. Идея неотъемлемых прав и свобод в работах многих просветителей. (Дж.Локк,
ПросвещениеВлияние Просвещения на обществоИдея народного суверенитета – реализована в регулярных выборах. (Вольтер)