Итоговый практико-значимый проект «ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» по курсу инвариантного академического учебного модуля «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики» Слушатель: Штаба Надежда Вадимовна, учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ №2 г. Бронницы Московской области Научный руководитель: к.п.н, доцент Бученкова М.Н.
Содержание Введение Современные инновационные технологии в образовании: дифференцированное обучение; проблемное обучение; игровые технологии; интегрированные уроки; интерактивные уроки; Метод проектов – один из продуктивных методов обучения информатике в школе. Заключение
Введение Целью образования является создание условий для развития и самореализации каждой личности, формирование поколения, способного учиться на протяжении всей жизни. Фронтальная система обучения (один учитель против целого класса) имеет жесткие ограничения - педагог не может уделить достаточно внимания каждому ребенку, учесть его индивидуальные особенности, направленность. Кроме того, при такой системе даже самый успешный ученик не сможет развить очень важные в современном обществе навыки. Новые технологии, методики и способы обучения разрабатываются для того, чтобы каждый ребенок, окончив школу, смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности. Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.
Цель исследования: Раскрыть понятие инновационных педагогических технологий, раскрыть основные методологические требования, которым должна отвечать любая инновационная технология обучения.
Практическая значимость работы Практическая значимость работы выражается в том, что данные проведенного в курсовой работе исследования постоянно используются в нашей педагогической практике.
Дифференцированное обучение В современной дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения. Дифференциация осуществляется по: • По возрастному составу • По области интересов (гуманитарные, физико-математические и др. группы) • По личностно-психологическим типам (типу мышления, характера, темпераменту и др.) • По уровню здоровья • По уровню умственного развития (уровню достижений) Дифференциация по уровню ориентирована на: • Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; • Приспособление (адаптация) к особенностям различных групп учащихся.
Пример дифференциация в моей практике: В нашей школе существует профильное обучение. При поступлении в седьмой и десятый класс все ученики желающие попасть в профильный класс проходят собеседование. Учителя и психолог определяют уровень готовности ребенка к обучению в школе: оценивается степень психосоциальной зрелости, уровень развития мышления, речи, памяти, восприятия и т.п. Более подготовленные и способные дети отбираются в математический и информационно-технологический классы. И вот тут уже начинается разноуровневое обучение: в более сильных классах дети учатся по развивающей программе, а в общеобразовательных классах в основном опираются на базовые традиционные системы обучения. При изучении темы «Ввод текста в память компьютера» в 5-ом классе, ученикам предлагается выполнить практическую работу. При выполнении этой работы, ученикам с более высокой скоростью печати даются карточки с дополнительным заданием, в котором они должны создать более сложную картинку, состоящую из различных символов, расположенных на клавиатуре.
Проблемное обучение Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества. Содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос. Проблемный вопрос может носить междисциплинарный характер. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.
Пример проблемного обучения в моей практике: Возникновение интереса к информатике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построена учебная работа. Задания должны быть направлены на решение задач разными способами, на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения и т.д. Обычно задачи повышенной сложности исследовательского характера даются в конце урока. Благодаря своей оригинальности такие задачи сами по себе побуждают учащихся к размышлениям. Получив задание на уроке, учащиеся продолжают поиск решения задачи дома. На следующем уроке один из них объясняет решение задачи всему классу. Пример задания для учащихся 8-ого класса при изучении темы «Кодирование информации»: Если «жало» - это двор, а «хна» - это «зев», то чему равна «ель»? А также «мель» и «щель»?
Игровые технологии В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Цель ставит учитель, способы реализации цели обсуждаются коллективно, реализация может выполняться в группах или индивидуально.
Пример игровой технологии в моей практике: В моей практике игровые технологии хорошо используются в программировании (QBasic). Графическая оболочка этого языка примитивная, тем не менее позволяет использовать ее для самовыражения школьников и поднятия интереса к программированию как процессу.
Интегрированные уроки Интегрированные уроки позволяют глубже овладеть темой изучения. На таком уроке каждый учитель-предметник пытается подать суть предмета изучения со своей, специфической для каждого предмета, точки зрения. Не последнюю роль играет и оригинальность самой формы проведения уроков. Учеников сразу же заинтересовывает присутствие нескольких учителей на уроке и способы подачи материала. Детская психология лучше воспринимает кратковременные сообщения, отличные по форме изложения и источника подачи.
Пример интегрированных уроков в моей практике Интересные интегрированные уроки в моей практике получались в тандеме с математиками, биологами и географами: • по построению и исследованию функций в курсе алгебры 9 класса с использованием в информатике табличного процессора Excel, • по расчету биоритмов (Excel), • по расчету численности популяции(Excel), • по работе в полярной системе координат (Excel), • по построение розы ветров по географии (Excel), • по проведению расчетов пополнения кроличьей семьи (Excel).
Интерактивные технологии Предполагают активное взаимодействие учащегося с субъектом обучения (учителем, куратором). Для учащихся являются частью проектного метода, для преподавателей – часть их ежедневного труда. Уроки с использованием интерактивных презентаций позволяют учащимся зрительно усваивать материал. Интересная его подача позволяет дольше удерживать внимание школьника, способствует запоминанию материала.
Интерактивные технологии в моей практике: Примеры использования презентаций на уроках информатики: • Объяснение новой темы. • Работа с устными упражнениями. • Повторение пройденного материала. • Демонстрация условия и решения задачи. • Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде. • Проведение тестов. • Проведение физкультминуток. • Проведение рефлексии. • Внеклассная работа. Например во всех классах последняя итоговая работа проводится в виде компьютерного тестирования, выполненная в специальной тестовой программе My TestX.
Метод проектов – один из продуктивных методов обучения информатике в школе. Перед учителем нередко встаёт проблема - как оптимально организовать деятельность учащихся на своих занятиях, чтобы повысить их продуктивность. Начинать необходимо с формирования познавательного интереса к предмету изучения. Технология проектного обучения характеризуется получением учащимися конкретного практического результата и его публичным представлением. Данный метод значительно укрепляет межпредметные связи и информатика играет в этом главенствующую роль. Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два уровня тем для проектирования: тематические — это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания; итоговые — это, как правило, объемные проблемные задания, выполняемые на протяжении длительного периода времени. Учебные проекты выполняются непосредственно на уроке, и в качестве вида внеклассной самостоятельной работы.
Метод проектов в моей практике: Уже несколько лет на уроках информатики наряду с линейными технологиями передачи знаний используется метод коллективных и индивидуальных творческих проектов. Его использование позволяет обеспечить условия для развития у учащихся навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи. В рамках пропедевтического курса учащиеся выполняют различные проекты, такие, например, как создание кроссвордов, мультфильмов, обучающих и развивающих игр и т.д. Итогом изучения программы ЛОГОМИРЫ в 6-ом классе является выполнение проекта в этой среде с описанием сценария, использованием анимации, управляющих элементов и собственных форм.
В своей работе с учащимися мы выделяем следующие этапы создания проекта: Выбор темы проекта. Разработка сценария задачи – последовательности экранов, которые формирует задача. Определение модульного состава задачи, на основе принципа последовательной детализации. Реализация проекта. Защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности учащихся). Опытная эксплуатация задачи Этапы создания проекта
Заключение Современные педагогические технологии направлены на главную фигуру школы - ученика. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности учителя: понять ученика, принять ученика, признать ученика как субъекта процесса обучения и подобрать образовательные технологии, учитывая подбор класса и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о желаемом результате. Из своего опыта работы в школе я могу утверждать, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой изучаемый материал не вызовет у них познавательного интереса к предмету. А без него снижается и продуктивность занятия. Содержание, формы, методы и средства обучения, применяемые на уроке должны максимально учитывать индивидуальные особенности ученика и предпочитаемые им способы работы с учебным материалом.