Решение задания 24 (C1) ЕГЭ по информатике 2015 год Рыженко Е.В.
Задача: На обработку поступает последовательность из четырёх неотрицательных целых чисел (некоторые числа могут быть одинаковыми). Нужно написать программу, которая выводит на экран количество нечётных чисел в исходной последовательности и максимальное нечётное число. Если нечётных чисел нет, требуется на экран вывести «NO». Известно, что вводимые числа не превышают 1000. Программист написал программу неправильно. Ниже эта программа для Вашего удобства приведена на пяти языках программирования (рассмотрим Паскаль).
Паскаль const n = 4; постояннаяn=4 var i, x: integer; var maximum, count: integer; Объявление переменных I, x– целыеmaximum, count- целые begin Начало count := 0; Первичное значениеcount=0 maximum := 999; Первичное значениеmaximum=999 for i := 1 to n do begin Для от 1 доn(4)выполняй (заголовок цикла) Началотела цикла read(x); Вводx if x mod 2 0 then begin Еслиостаток от деленияxна 2 не равен 0 (т.е.x –нечётное) делай Начало действий count := count + 1; Увеличитьзначениеcountна 1
Паскаль if x > maximum then Еслиx> maximum (т. е. 999) тогда делай maximum := i Значениюпеременнойmaximumприсвоить значение переменнойi end Конец действий end; Конец телацикла if count > 0 then begin Если значение переменнойcount >0то делай Начало действий writeln(count); Вывести значение переменнойcount writeln(maximum) Выведи значение переменнойmaximum end Коней действий else Иначе (т.е. если значение переменной count
Последовательно выполните следующее: 1. Напишите, что выведет эта программа при вводе последовательности: 2 9 4 3 Для этого составим трассировочную таблицу программы.
№ шага действия n count maximum i Условие циклаi maximum Условие count > 0 Вывод 1 4 0 3 999 4 1 1
№ шага действия n count maximum i Условие циклаi maximum Условие count > 0 Вывод 13 3 14 3
Из таблицы видно, что для последовательности 2 9 4 3 будут выведены числа 2 и 999.
2. Приведите пример такой последовательности, содержащей хотя бы одно нечётное число, что, несмотря на ошибки, программа печатает правильный ответ.
Анализируя текст программы, а именно фрагмент if x > maximum then maximum := I можно заметить, что изменение значения переменной maximum возможно лишь в случае когда x>999. По условию вводимые числа не превышают 1000. Соответственно, программа будет работать верно, если в последовательности есть 999. Выведенное количество нечётных чисел будет правильным в любом случае.
Следовательно, примером последовательности, содержащей хотя бы одно нечётное число, при которой, несмотря на ошибки, программа печатает правильный ответ может служить последовательность 1 3 5 999.
3. Найдите все ошибки в этой программе (их может быть одна или несколько). Известно, что каждая ошибка затрагивает только одну строку и может быть исправлена без изменения других строк. Для каждой ошибки: 1) выпишите строку, в которой сделана ошибка; 2) укажите, как исправить ошибку, т.е. приведите правильный вариант строки. Достаточно указать ошибки и способ их исправления для одного языка программирования. Обратите внимание, что требуется найти ошибки в имеющейся программе, а не написать свою, возможно, использующую другой алгоритм решения. Исправление ошибки должно затрагивать только строку, в которой находится ошибка.
Так как по условию задачи необходимо чтобы программа находила максимальное нечётное значение среди вводимой последовательности чисел, то логично первоначальное значение переменной maximum задать 0 или 1 (как наименьшее из возможных нечётных чисел). Следовательно, первая ошибка: неверная инициализация maximum. Строка с ошибкой: maximum := 999; Верное исправление: maximum := 0; или maximum:=1;
Так как maximum должен определяться среди последовательности вводимых чисел, т. е. среди значений переменной x. А в программе присваивается значение переменной i (счётчика цикла), то вторая ошибка: неверное присваивание при вычислении максимума. Строка с ошибкой: maximum = i; Верное исправление: maximum = x;
Источник информации: ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ КИМ ЕГЭ 2015 http://www.ege.edu.ru/ru/main/demovers/ или http://www.ege.edu.ru/common/upload/docs/2015/inf_11_2015.zip