Подходы к созданию учебников естественно-научного цикла Денис Мамонтов, генеральный директор ООО «ФИЗИКОН», канд. техн. наук при участии эксперта-методиста А. Г. Козленко Электронные учебники для мобильных устройств 24.05.2012 © ООО «ФИЗИКОН», 2012 © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств 3, 6, 70, 79
Интерактивный мультимедийный электронный учебник Содержит систематическое изложение содержания учебного предмета, соответствующее государственному стандарту и образовательной программе Обладает принципиально новыми эргономическими свойствами, позволяющими эффективно использовать его на основных типах современных мобильных электронных устройств Содержит средства оперативного обновления содержания © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Интерактивный мультимедийный электронный учебник Обладает широкими возможностями компьютерной визуализации учебной информации, интерактивного взаимодействия, автоматизации процессов тренажа и контроля знаний, информац.- поисковой и других видов деятельности © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Выбор предметов и классов для прототипов е/н учебников Предмет Биология Физика Ступень Основная Средняя Класс 6 11 Уровень – Профильный Основа БИНОМ Открытаяфизика © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Основное содержание учебника © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Структурные элементы учебника Структурированное оглавление (разделы и параграфы) Структурированный текст (списки, таблицы, термины, законы) Новое: гиперссылки, всплывающие окна, дополнительный материал Новое: единое целое с рабочей тетрадью © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Структурные элементы учебника © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Зачем нужен высокий уровень мультимедийности? Мультимедиа создает мультисенсорное обучающее окружение, для наиболее благоприятного процесса восприятия: одни лучше воспринимают информацию на слух, другие – зрительно, третьи – тактильно © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств Эффективность учебного процесса во многом зависит от активности обучаемого: насколько всесторонне он рассматривает и осмысливает изучаемый материал, пытается применить его и получить на этой основе новые знания. Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого может быть обеспечено созданием компьютерных учебно-методических комплексов, построенных по принципу учебно-информационных гипермедиа сред и образовательных платформ, в которых обучаемый сам выбирает конкретный путь изучения материала в соответствии с имеющимися у него знаниями и индивидуальными психологическими особенностями
Ключевые типы мультимедиа в естественно-научных ИМЭУ Статическая графика Схемы, диаграммы, графики, учебные рисунки Интерактивные рисунки и блок-схемы Трехмерные модели объектов Реалистические изображения Фотографии Интерактивные коллажи Аудиовизуальное мультимедиа Аудиозаписи Видеофрагменты Озвученное слайд-шоу © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Ключевые типы мультимедиа в естественно-научных ИМЭУ Синтезированный видеоряд Анимация Интерактивное видео Активные реалистические объекты Трехмерная панорама Интерактивные объекты Многопараметрические модели Виртуальные лаборатории и конструкторы Ленты времени и интерактивные модели Игровые модели © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Зачем нужна высокая интерактивность? Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и исследование моделей реально существующих предметов, явлений и процессов Интерактивные модели и анимации демонстрируют на экране компьютера динамическую визуальную модель и содержат активные элементы управления параметрами модели © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств Интерактивные модели и анимации нужно использовать: если нужно показать объект в движении, если нужно сделать объект интерактивным – так, чтобы его поведение или внешний вид зависели от действий пользователя, если нужно разместить много информации в ограниченном пространстве.
Основные типы «интерактивных моделей» Интерактивная схема Интерактивный рисунок Интерактивный коллаж Управляемая анимация Анимация с параметрами Многопараметрическая модель объекта Модель-тренажер Модель-конструктор Игровая учебная модель © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств Одни модели рационально используют пространство. Другие показывают сложные закономерности в явлениях и процессах. Третьи служат для выработки навыков и умений
На самом деле медиа-контент многограннее… Задачи интерактива Уместить всё на экране (интерактивные рисунки, коллажи, схемы, карты) Показать со всех сторон (интерактивные фотопанорамы и трехмерные модели) Показать в движении (интерактивные анимации) Показать устройство и связи (конструкторы, многопараметрические интерактивные объекты) Выработать умения и навыки (модели-тренажеры) Поиграть (игровые модели) © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Размещение объема информации на небольшом экране © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Размещение объема информации на небольшом экране © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Демонстрация процесса в движении (развитии) © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Демонстрация зависимостей и связей © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Выработка навыков выполнения экспериментов © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Рабочая тетрадь © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Типовые интерактивные задания: особенности мобильных устройств Point-n-click Выбор варианта (вариантов) Указание на рисунке Drag-n-drop Упорядочивание Распределение по группам Установление соответствия, связей Размещение объектов на рисунке Fill-in-blank Ввод числа Ввод строки, формулы © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Медиа-компоненты и формирование учебных результатов (примеры) Метапредметные результаты Предметные результаты Умение самостоятельно ставить и формулировать для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности Исследование объекта в виртуальной лаборатории с элементами плана исследования в рабочей тетради Владениеосновополаг.физическими понятиями,закономерностями, законамии теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой Текст и гипертекст, формулы, статическая учебная графика,аудиовизуальное мультимедиа,много-параметрическиемодели © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Исследовательская и проектная работа © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Взаимодействие учащегося с образовательным контентом В самообучении: универсальный источник возрастосообразной достоверной научной информации по предметной области В совместной урочной деятельности: новый уровень овладения предметными навыками и высокая эффективность формирования различных компетенций В совместной внеурочной деятельности: эффективное использование инновационных свойств мобильных электронных устройств, организация совместной работы групп пользователей и сохранения отчуждаемых учебных продуктов В фронтальной работе: представление учебных объектов учащимся в ходе обсуждения учебного материала, закрепление и обобщение материала с использованием заданий для самоконтроля, решение проблемных вопросов при работе со сложными объектами интерактивного взаимодействия, проведение фронтальных самостоятельных (контрольных) работ © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Подходы к навигации по ИМЭУ © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
Возможные проблемы при переходе от ПК к мобильным устройствам Технологические Браузер или самостоятельное приложение? Flash или HTML5? Новые возможности мобильных устройств (мультитач, гироскоп, определение координат) Дизайн-эргономические: Сцена (экран) или страница с полосой прокрутки? Размер экрана Вертикальная или горизонтальная верстка? Размеры активных кнопок Ненужность всплывающих подсказок © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств
В заключение: высокие технологии и исследовательская работа © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств Одни модели рационально используют пространство. Другие показывают сложные закономерности в явлениях и процессах. Третьи служат для выработки навыков и умений
Спасибо за внимание! Контакты: г. Долгопрудный, Лихачевский проезд, 4, стр. 1 +7 (498) 744-67-57 http://www.physicon.ru http://www.college.ru [email protected] © ООО «ФИЗИКОН», 2012 © ООО «ФИЗИКОН», 2012 Электронные учебники для мобильных устройств